Контакты:
-
ЕК
Елена Викторовна КрыловаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.01.04 «Логопедическая работа с детьми, имеющими ментальные нарушения» относится к дисциплинам части, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки: 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедическое образование».
Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по дисциплинам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний», «Современные логопедические технологии».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин по выбору, прохождения учебной и производственной практик, проведения научно-исследовательской работы.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ПК-2 способность проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи готовности к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования
|
Знать: - структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП; - основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, его специфику; - современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; - составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации лиц с нарушениями речи совместно со специалистами реабилитационной команды; Владеть: - умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами; - специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи. |
ПК-4 способности создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса
|
Знать: - особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; - содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи; Уметь: - анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; - разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; - оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; - разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации; Владеть: - умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи. |
3.Содержание дисциплины
Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями. Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР) Особенности логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными проблемами. Организация логопедической помощи детям с ментальными нарушениями. |
|
№ п/п |
Темы |
Всего часов |
Формы занятий |
||
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
|||
1. |
Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями. |
22 |
2 |
2 |
18 |
2. |
Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР) |
23 |
2 |
2 |
19 |
3. |
Организация и содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями |
23 |
2 |
2 |
19 |
|
Итого |
72 (в т.ч. 4 часа контр.) |
6 |
6 |
56 |
5. Виды учебной деятельности
Лекции
Тема 1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями.
Понятие интеллектуальная недостаточность. Этиология интеллектуальной недостаточности. Формы интеллектуальных нарушений, их характеристика. Задержка психического развития как наиболее распространенная пограничная форма интеллектуальной недостаточности. Особенности психофизиологического развития детей с умственной отсталостью. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Тема 2. Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР)
Психолого - педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью.
Нарушения фонетической стороны речи, лексико-грамматической, связной речи у умственно отсталых детей.
Психофизиологическое развитие детей с ЗПР. Познавательная активность и обучаемость, специфика учебной деятельности. Этиопатогенетические факторы, обусловливающие речевые нарушения у детей с ЗПР.
Специфические проявления нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности звукопроизношения, лексики, грамматического строя речи. Нарушения связной речи.
Факторы, обуславливающие нарушения чтения и письма у умственно отсталых детей и детей с ЗПР.
Симптоматика дислексии и дисграфии у детей с интеллектуальными нарушениями. Характеристика типичных проявлений нарушений чтения и письма у умственно отсталых детей и детей с ЗПР. Классификация дислексии и дисграфии (по Р.И,Лалаевой).
Тема 2. Особенности логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями
Основные направления работы учителя-логопеда в устранении недостатков устной речи у умственно отсталых детей. Формирование действия понимания речи. Формирование значений слов и обогащение на этой основе активного словаря. Формирование значения грамматических категорий, понятий и форм, преодоление аграмматизма, развитие связной речи. Коррекция нарушений звуковой системы речи.
Основные принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи. Методика работы по развитию лексики, формированию грамматического строя речи. Методика развития языкового анализа и синтеза. Формирование связной речи у детей с ЗПР. Психологическая структура процесса чтения. Особенности овладении чтением. Симптоматика нарушений чтения. Механизмы и виды дислексии.
Организационные основы оказания логопедической помощи детям с умственной отсталостью в специальных образовательных учреждениях. Организация рабочего времени учителя-логопеда.
Организация и проведение логопедических занятий в образовательных учреждениях для детей с ментальными нарушениями. Периодичность логопедических занятий. Отчетная документация учителя - логопеда школы. Взаимодействие учителя - логопеда с учителями и воспитателями.
Значение результатов психолого-медико-педагогической диагностики, клинико-педагогических наблюдений для определения особенностей психофизиологического развития ребенка с ЗПР и выбора методов и приемов логопедической коррекции.
Темы и планы практических занятий
Занятие 1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями.
Вопросы для обсуждения
.
1. Этиология и формы интеллектуальной недостаточности, их характеристика.
2. Задержка психического развития как наиболее распространенная пограничная форма интеллектуальной недостаточности.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие причины обусловливают интеллектуальную недостаточность у ребенка?
2. Дайте психолого-педагогическую и клиническую характеристику умственно отсталому ребенку.
3. Дайте психолого-педагогическую и клиническую характеристику ребенку с задержкой психического развития.
Основная литература: № 2, 3, 4, 5, 7.
Дополнительная литература: № 5.
Занятие 2. Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР)
Вопросы для обсуждения
1. Особенности речевого развития умственно отсталых детей. Нарушения импрессивной речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической, просодической сторон речи у умственно отсталых детей.
2. Этиопатогенетические факторы речевых нарушений у детей с ЗПР.
3. Особенности речевого развития детей с ЗПР. Нарушения лексико-грамматической, фонетико-фонематической сторон речи. Нарушения связной речи.
4. Характеристика нарушений письма и чтения у детей с интеллектуальными нарушениями.
5. Особенности формирования чтения и письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику речевого развития умственно отсталых детей.
2. Назовите общие особенности нарушений речевого развития у детей с ЗПР.
1. Опишите особенности нарушений речевого развития у детей с ЗПР.
2. Каковы особенности лексики у детей с ЗПР?
3. Раскройте особенности овладения грамматическим строем речи у детей с ЗПР.
4. Каковы особенности симптоматики и механизмов нарушений чтения и письма у детей с интеллектуальными нарушениями? Почему некоторые виды дисграфий и дислексии преобладают у умственно отсталых школьников? Обоснуйте свой ответ.
5. Каковы отличия речевого развития умственно отсталых детей от детей с нормальным интеллектуальным и речевым развитием? Составьте сравнительную таблицу.
6. Охарактеризуйте этапы формирования процессов письма и чтения у детей с нормальным речевым и интеллектуальным нарушением.
Основная литература: № 3, 4, 5, 7.
Дополнительная литература: № 2. 5, 7, 9.
Занятие 3. Организация и содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями.
Вопросы для обсуждения
1. Основные направления и содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.
2. Основные направления и содержание логопедической работы с детьми с ЗПР.
3. Организация логопедической помощи в специальных образовательных учреждениях для детей с умственно отсталостью.
4. Логопедическая помощь в специальных образовательных учреждениях для детей с ЗПР.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные принципы логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями.
2. В чем заключается логопедическая работа по формированию импрессивной речи у умственно отсталых детей.
3. Охарактеризуйте основные направления работы по устранению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у умственно-отсталых детей.
4. Раскройте содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых детей.
5. Раскройте систему работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ЗПР. Цели, задачи, направления работы, этапы.
6. Опишите методы и приемы логопедической работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
7. Перечислите основные направления логопедической работы по устранению недостатков чтения и письма у младших школьников с нарушением интеллекта.
8. Какие вы знаете дошкольные и школьные учреждения для умственно отсталых детей? Как комплектуются группы, и какова их наполняемость?
9. Какие нарушения являются противопоказанием для воспитания и обучения ребенка в специальном образовательном учреждении для умственно отсталых детей?
10. Расскажите, об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ментальными нарушениями.
11. Как организованна логопедическая помощь в учреждениях данного типа?
12. Расскажите, об особенностях работы учителя - логопеда (организация рабочего времени, отчетная документация, проведение логопедических занятий).
Основная литература: № 1, 3, 4, 5, 6.
Дополнительная литература: № 1–11.
Занятие 1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте сравнительную таблицу, характеризующую особенности детей с ЗПР и умственно отсталых детей.
Основная литература: № 2, 3, 4, 5, 7.
Дополнительная литература: № 5.
Занятие 2. Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР)
Задания для самостоятельной работы
1. Составить таблицу «Сравнительная характеристика нарушений речи при умственной отсталости, ЗПР и ОНР»
Сравнительная характеристика сходных состояний
|
Дети с ЗПР |
Дети с умственной отсталость |
Дети с ОНР |
Нарушения фонетической стороны речи
|
|
|
|
Нарушения лексико-грамматической стороны речи
|
|
|
|
Нарушения связной речи
|
|
|
|
Нарушения письменной речи |
|
|
|
Основная литература: № 3, 4, 5, 7.
Дополнительная литература: № 2. 5, 7, 9.
Занятие 3. Организация и содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями.
Задания для самостоятельной работы
1. Систематизировать дидактический материал для развития понимания речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Составить конспект занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью по работе над семантической стороной речи.
3. Законспектировать статьи Каштановой С.Н., Буслаевой Е.Н., Черепковой Н. В. (см. список доп.литературы)
Основная литература: № 1, 3, 4, 5, 6.
Дополнительная литература: № 1–11.
6.Критерии оценивания результатов освоения дисциплины
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Вопросы для итогового повторения
1. Патогенетические факторы, обуславливающие нарушения устной и письменной речи у умственно отсталых детей.
2. Особенности нарушений фонетической и просодической стороны речи у умственно отсталых детей.
3. Содержание логопедической работы по коррекции недостатков фонетической стороны речи у умственно отсталых детей.
4. Особенности нарушений лексического запаса у детей с умственной отсталостью.
5. Основные направления и содержание логопедической работы по коррекции словарного запаса у умственно отсталых детей.
6. Особенности нарушений грамматического строя речи у умственно отсталых детей.
7. Основные направления и содержание логопедической работы по коррекции грамматического строя речи у умственно отсталых детей.
8. Особенности нарушений связной речи у умственно отсталых детей.
9. Основные направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у умственно отсталых детей.
10. Особенности нарушений чтения у умственно отсталых детей.
11. Основные направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений чтения у умственно отсталых детей.
12. Особенности нарушений письма у умственно отсталых школьников.
13. Основные направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у умственно отсталых школьников.
14. Специфика логопедической работы в специальных образовательных учреждениях для детей с ментальными нарушениями.
15. Особенности логопедической работы с глубоко умственно отсталыми детьми.
16. Организация логопедической работы в специальных детских садах и школах для детей с интеллектуальными нарушениями.
17. Патогенетические факторы, обуславливающие нарушения речи у детей с ЗПР.
18. Распространенность и общая характеристика нарушений речи у детей с ЗПР.
19. Особенности нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР.
20. Характеристика словарного запаса у детей с ЗПР.
21. Особенности овладения грамматическим строем речи детьми с ЗПР.
22. Особенности симптоматики и механизмов нарушения письменной речи у детей с ЗПР.
23. Механизмы и виды дислексии у детей с ЗПР.
24. Методика коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с ЗПР.
25. Особенности нарушений связной речи у детей с ЗПР.
26. Распространенность, симптоматика и виды дисграфий у детей с ЗПР.
27. Основные принципы коррекции нарушений речи у детей с ЗПР.
28. Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР.
29. Основные направления и содержание логопедической работы по развитию словарного запаса у детей с ЗПР.
30. Особенности логопедической работы по формированию словообразовательных процессов у детей с ЗПР.
31. Особенности логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ЗПР.
32. Особенности формирования языкового анализа и синтеза у детей с ЗПР.
33. Особенности логопедической работы по формированию связной речи у детей с ЗПР.
34. Основные направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений чтения у детей с ЗПР.
35. Основные направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у детей с ЗПР.
36. Организация логопедической помощи детям с ЗПР в специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для детей с ЗПР.
37. Организация логопедической помощи детям с ЗПР в специальных (коррекционных ) образовательных школьных учреждениях для детей с ЗПР.
Темы рефератов
1. Современные подходы к коррекции речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта.
2. Современные подходы к коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития.
3. Организация и реализация логопедической помощи детям с ЗПР в современных условиях.
4. Организация и реализация логопедической помощи детям с нарушением интеллекта в современных условиях.
5. Ранняя логопедическая помощь детям с интеллектуальной неполноценностью в современных условиях.
6. Ранняя логопедическая помощь детям с задержкой психического развития в современных условиях.
7. Особенности и условия патологического развития речи у детей с нарушениями интеллекта
8. Взаимодействие учителя-логопеда с психологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР.
9. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем-дефектологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей
10. с ЗПР.
11. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с интеллектуальной неполноценностью в процессе обучения и воспитания.
12. Взаимодействие учителя-логопеда с психологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
13. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем-дефектологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
14. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями интеллекта в процессе обучения и воспитания.
15. Особенности нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.
16. Особенности фонетико-фонематических нарушений у детей с ЗПР интеллектуальной неполноценностью.
17. Особенности нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР интеллектуальной неполноценностью.
18. Особенности связной речи детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.
19. Сложности детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью при овладении письмом и чтением.
20. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.
21. Особенности логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.
22. Особенности формирования грамматического строя речи и связной речи у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.
23. Организация комплексной логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.
24. Организация комплексной логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.
25. Организация комплексной логопедической работы в общеобразовательных учреждениях для детей с ЗПР и нарушением интеллекта.
Критерии оценки рефератов:
Отметка «отлично» ставится, если изложенный в отчете материал:
· отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной
теме;
· четко структурирован, с выделением основных моментов;
· грамотно, с адекватной терминологией, без грамматических ошибок
представлен в тексте;
· в полной мере отражает полученные данные;
· адекватно иллюстрирован;
· реферат лаконичен, четкий, с выделением основных данных;
· на вопросы по выполненной работе получены полные исчерпывающие
ответы.
Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в отчете материал:
· характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается
· недостаточной структурированностью;
· интерпретация полученных данных не достаточно полная;
· иллюстрирован не полностью или не совсем правильно;
· в тексте есть грамматические ошибки;
· доклад длинный, не вполне четкий;
· на вопросы по выполненной работе получены полные исчерпывающие
ответы только после наводящих вопросов, или не на все дополнительные вопросы.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если изложенный в отчете
материал:
· недостаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо структурирован;
· интерпретация полученных данных не полная;
· иллюстраций нет или они не отражают полученные данные;
· в тексте много грамматических ошибок;
· доклад по проекту не сделан или отличается слабой ориентированностью в излагаемом материале;
· на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильными.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
· работа не выполнена;
· работа выполнена частично, в работе обнаруживается ошибки по содержанию;
· иллюстраций нет;
· доклад по проекту не сделан или отличается слабой ориентированностью в излагаемом материале;
· на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильны.
Перечень основной и дополнительной литературы
1. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. 2-е изд. М: Изд-во Юрайт, 2020. 218 с. (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/457133
2. Колосова Т.А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. 2-е изд., перераб. и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020. 151 с.— URL: https://urait.ru/bcode/454481
3. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. 3-е изд., испр. и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020. 323 с. — URL: https://urait.ru/bcode/449171
4. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. М: Изд-во Юрайт, 2020. 521 с. — URL: https://urait.ru/bcode/447368
5. Логопедия. Теория и практика /[под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б. М:Эксмо, 2020. 609 с.
6. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. 2-е изд., стер. М: Изд-во Юрайт, 2020. 215 с. — URL: https://urait.ru/bcode/452045
7. Колесникова, Г.И. Специальная психология и специальная педагогика: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. 3-е изд., перераб. и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020. 176 с.— URL: https://urait.ru/bcode/452043
7.2. Дополнительная литература
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: в 3 ч.: пособие для логопеда. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. / под ред. Р.И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2006. 182 с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для пед. вузов. М: НЦ ЭНАС, 2004. 136 с.
3. Буслаева Е.Н., Павлова Т.П. Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта// Современные инновации. 20152015. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-s-narusheniem-intellekta.
4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. – Санкт-Петербург: Союз : РГПУ, 2000. 64 с.
5. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020. 330 с. — URL: https://urait.ru/bcode/451373
6. Каштанова С.Н., Панфилова Т О. Сенсорная интеграция как основа обучения грамоте умственно отсталых младших школьников//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10 (143). С. 109-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensornaya-integratsiya-kak-osnova-obucheniya-gramote-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov
7. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.: Владос, 2004.
8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001. 224с.
9. Логинова Е.А. Нарушение письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / под ред. Л. С. Волковой. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 208 с.
10. Лебедева П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: пособие для учителей и логопедов. СПб: КАРО, 2004. 176 с.
11. Черепкова Н. В., Савельева О.А. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью // Science Time ИП Кузьмин С.В. [Электронный доступ]. №12 (24). 2014. С. 601-605. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-s-umstvennoy-otstalostyu/viewer
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Logoped.ru – Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.
2. eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание". dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
3. www.pedlib.ru – электронная библиотека педагогической литературы.
4. http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
5. http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
Компьютерные средства:
- Word
- Power Point
- Adobe Reader
- Интернет – браузер
– Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://urait.ru
8. Материально-техническое обеспечение
Для проведения учебных занятий по дисциплине «Логопедическая работа с детьми, имеющими ментальные нарушения» используется имеющееся у кафедры специальное материально-техническое обеспечение:
· аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской; специальными логопедическим уголком и зеркалами;
· стационарный компьютер и ноутбук;
· стационарный и переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования;
· учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации, практикумы и др.);
· наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.);
· компьютерное и мультимедийное оборудование;
· видео-сюжеты логопедических занятий и их фрагментов по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными расстройствами;
· логопедические зонды, компьютерные программы и др.
· методическая, аудиторная и техническая база системы общего и специального образования г. Смоленска (дошкольные и школьные образовательные учреждения, специализированные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и др.).
9. Программное обеспечение
- Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66920993 от 24.05.2016, до 31.05.2018.
- Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66975477 от 03.06.2016, до 30.06.2018.
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный, Лицензия 1FB6151216081242, ежегодное обновление