Контакты:

1.                  Место дисциплины в структуре ОП

 

            Дисциплина Б1.В.01.04 «Логопедическая работа с детьми, имеющими ментальные нарушения» относится к дисциплинам части, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки: 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедическое образование».

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по дисциплинам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний», «Современные логопедические технологии».

            Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин по выбору, прохождения учебной и производственной практик, проведения научно-исследовательской работы.

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-2

 способность проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи готовности к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования

 

Знать:    

- структуру и содержание АООП  общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;

- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;

- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего        и реабилитационного процессов, его специфику;

- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации       лиц с нарушениями речи совместно со            специалистами реабилитационной команды;

Владеть:

- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии            с поставленными целями и задачами;

- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.

ПК-4 способности создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса

 

 

Знать:

- особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов,

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки;

- содержание и          организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих      психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи;

- разрабатывать      основные элементы методического          обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП;

- оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации            к техническим средствам реабилитации;

- разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной

реабилитации;

Владеть:

- умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.

3.Содержание дисциплины

 

          Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями. Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР) Особенности логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными проблемами. Организация логопедической помощи детям с ментальными нарушениями. 

 

4.      Тематический план

 

п/п

Темы

Всего часов

Формы занятий

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями.

22

2

2

18

2.

Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР)

23

2

2

19

3.

Организация и содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями

23

2

2

19

 

Итого

72 (в т.ч. 4 часа контр.)

6

6

56

 

5. Виды учебной деятельности

Лекции

 

Тема 1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями.

Понятие интеллектуальная недостаточность. Этиология интеллектуальной недостаточности.  Формы интеллектуальных нарушений, их характеристика. Задержка психического развития как наиболее распространенная пограничная форма интеллектуальной недостаточности. Особенности психофизиологического развития детей с умственной отсталостью. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

 

Тема 2. Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР)

Психолого - педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью. 

Нарушения фонетической стороны речи, лексико-грамматической, связной речи у умственно отсталых детей.

Психофизиологическое развитие детей с ЗПР. Познавательная активность и обучаемость, специфика учебной деятельности. Этиопатогенетические факторы, обусловливающие  речевые нарушения у детей с ЗПР.

Специфические проявления нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности звукопроизношения, лексики, грамматического строя речи. Нарушения связной речи.

Факторы, обуславливающие нарушения чтения и письма у умственно отсталых детей и детей с ЗПР.

Симптоматика дислексии и дисграфии у детей с интеллектуальными нарушениями. Характеристика типичных проявлений нарушений чтения и письма у умственно отсталых детей и детей с ЗПР. Классификация дислексии и дисграфии  (по Р.И,Лалаевой).

 

 

Тема 2. Особенности логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями

Основные направления работы учителя-логопеда в устранении недостатков устной речи у умственно отсталых детей. Формирование действия понимания речи. Формирование значений слов и обогащение на этой основе активного словаря.  Формирование значения грамматических категорий, понятий и форм, преодоление аграмматизма, развитие связной речи. Коррекция нарушений звуковой системы речи.

Основные принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи. Методика работы по развитию лексики, формированию грамматического строя речи. Методика развития языкового анализа и синтеза. Формирование связной речи у детей с ЗПР. Психологическая структура процесса чтения. Особенности овладении чтением. Симптоматика нарушений чтения. Механизмы и виды дислексии.

            Организационные основы оказания логопедической помощи детям с умственной отсталостью в специальных образовательных учреждениях. Организация рабочего времени учителя-логопеда.  

Организация и проведение логопедических занятий в образовательных учреждениях для детей с ментальными нарушениями. Периодичность логопедических занятий. Отчетная документация учителя - логопеда школы. Взаимодействие учителя - логопеда с учителями и воспитателями. 

            Значение      результатов      психолого-медико-педагогической диагностики, клинико-педагогических наблюдений для определения особенностей психофизиологического развития ребенка с ЗПР и выбора методов и приемов логопедической коррекции.

 

 

Темы и планы практических занятий

Занятие 1.  Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями.

 

Вопросы для обсуждения

.

1.    Этиология и формы интеллектуальной недостаточности, их характеристика.

2.    Задержка психического развития как наиболее распространенная пограничная форма интеллектуальной недостаточности.

3.    Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Какие причины обусловливают интеллектуальную недостаточность у ребенка?

2.    Дайте психолого-педагогическую и клиническую характеристику умственно отсталому ребенку.

3.    Дайте психолого-педагогическую и клиническую характеристику ребенку с задержкой психического развития.

 

 

 

Основная литература: № 2, 3, 4, 5, 7.

Дополнительная литература: № 5.

 

 

Занятие 2.  Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР)

 

Вопросы для обсуждения

 

1.    Особенности речевого развития умственно отсталых детей. Нарушения импрессивной речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической, просодической сторон речи у умственно отсталых детей.

2.    Этиопатогенетические факторы речевых нарушений у детей с ЗПР.

3.    Особенности речевого развития детей с ЗПР. Нарушения лексико-грамматической,  фонетико-фонематической сторон речи. Нарушения связной речи.

4.    Характеристика нарушений письма и чтения у детей с интеллектуальными нарушениями.

5.    Особенности формирования чтения и письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

 

 

Контрольные вопросы  и задания

 

1.        Дайте характеристику речевого развития умственно отсталых детей.

2.        Назовите общие особенности нарушений речевого развития у детей с ЗПР.

1.        Опишите особенности нарушений речевого развития у детей с ЗПР.

2.        Каковы особенности лексики у детей с ЗПР?

3.        Раскройте особенности овладения грамматическим строем речи у детей с ЗПР.

4.        Каковы особенности симптоматики и механизмов нарушений чтения и письма у детей с интеллектуальными нарушениями? Почему некоторые виды дисграфий и дислексии преобладают у умственно отсталых школьников? Обоснуйте свой ответ.

5.        Каковы отличия речевого развития умственно отсталых детей от детей    с    нормальным    интеллектуальным    и    речевым    развитием? Составьте сравнительную таблицу.

6.        Охарактеризуйте этапы   формирования   процессов   письма   и   чтения   у   детей   с нормальным речевым и интеллектуальным нарушением. 

 

 

Основная литература: № 3, 4, 5, 7.

Дополнительная литература: № 2. 5, 7, 9.

 

Занятие 3.  Организация и содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями.

 

Вопросы для обсуждения

 

1.    Основные направления и содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.

2.    Основные направления и содержание логопедической работы с детьми с ЗПР.

3.    Организация логопедической помощи в  специальных     образовательных учреждениях для детей с умственно отсталостью.

4.    Логопедическая     помощь     в     специальных     образовательных учреждениях для детей с ЗПР.

 

Контрольные вопросы  и задания

 

1.    Охарактеризуйте основные принципы логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями. 

2.    В чем заключается логопедическая работа по формированию импрессивной речи у умственно отсталых детей.

3.    Охарактеризуйте   основные   направления   работы   по   устранению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у умственно-отсталых детей.

4.    Раскройте содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых детей.

5.    Раскройте систему работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ЗПР. Цели, задачи, направления работы, этапы.

6.    Опишите методы и приемы логопедической работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.  

7.    Перечислите основные   направления   логопедической   работы   по   устранению недостатков чтения и письма у младших школьников с нарушением  интеллекта.

8.    Какие вы знаете дошкольные и школьные учреждения для умственно отсталых    детей?    Как    комплектуются    группы,    и    какова    их наполняемость?

9.    Какие нарушения являются противопоказанием для воспитания и обучения ребенка  в  специальном  образовательном  учреждении  для умственно отсталых детей?

10.         Расскажите, об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ментальными нарушениями.

11.         Как организованна логопедическая помощь в учреждениях данного типа?

12.         Расскажите, об особенностях работы учителя - логопеда (организация рабочего времени, отчетная документация, проведение логопедических занятий).

 

Основная литература: № 1, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная литература: № 1–11.

 

Самостоятельная работа

 

Занятие 1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с ментальными нарушениями.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1.      Составьте сравнительную таблицу, характеризующую особенности детей с ЗПР и умственно отсталых детей.

 

Основная литература: № 2, 3, 4, 5, 7.

Дополнительная литература: № 5.

 

Занятие 2. Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями (умственная отсталость и ЗПР)

 

Задания для самостоятельной работы

 

1.     Составить таблицу «Сравнительная характеристика нарушений речи при умственной отсталости, ЗПР и ОНР»

Сравнительная характеристика сходных состояний

 

 

Дети с ЗПР

Дети

с умственной отсталость

 

      Дети с ОНР                        

Нарушения фонетической стороны речи

 

 

 

 

Нарушения лексико-грамматической стороны речи

 

 

 

 

Нарушения связной речи

 

 

 

 

Нарушения письменной речи

 

 

 

 

Основная литература: № 3, 4, 5, 7.

Дополнительная литература: № 2. 5, 7, 9.

 

Занятие 3. Организация и содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными нарушениями.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1.        Систематизировать дидактический материал для развития понимания речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

2.        Составить конспект занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью по работе над семантической стороной речи.

3.        Законспектировать статьи   Каштановой С.Н.,  Буслаевой Е.Н.,  Черепковой Н. В. (см. список доп.литературы)

 

Основная литература: № 1, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная литература: № 1–11.

 

6.Критерии оценивания результатов освоения дисциплины 

 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

 

Вопросы для итогового повторения

1.       Патогенетические факторы,  обуславливающие  нарушения  устной   и письменной речи у умственно отсталых детей.

2.       Особенности   нарушений   фонетической и   просодической   стороны речи у умственно отсталых детей.

3.       Содержание   логопедической   работы   по   коррекции   недостатков фонетической стороны речи у умственно отсталых детей.

4.       Особенности нарушений лексического запаса у детей с умственной отсталостью.

5.       Основные   направления   и содержание   логопедической   работы   по коррекции словарного запаса у умственно отсталых детей.

6.       Особенности нарушений грамматического строя речи у умственно отсталых детей.

7.       Основные   направления   и   содержание   логопедической  работы   по коррекции грамматического строя речи у умственно отсталых детей.

8.       Особенности нарушений связной речи у умственно отсталых детей.

9.       Основные   направления   и   содержание  логопедической   работы   по коррекции связной речи у умственно отсталых детей.

10.   Особенности нарушений чтения у умственно отсталых детей.

11.   Основные  направления  и   содержание  логопедической   работы   по коррекции   нарушений чтения у умственно отсталых детей.

12.   Особенности      нарушений      письма      у      умственно      отсталых школьников.

13.   Основные   направления   и   содержание   логопедической  работы   по коррекции нарушений письма у умственно отсталых школьников.

14.   Специфика логопедической работы в специальных образовательных учреждениях для детей с ментальными нарушениями.

15.   Особенности     логопедической     работы       с     глубоко    умственно отсталыми детьми.

16.   Организация логопедической работы   в специальных детских садах и школах для детей с интеллектуальными нарушениями.

17.   Патогенетические   факторы,   обуславливающие   нарушения   речи   у детей с ЗПР.

18.   Распространенность   и   общая   характеристика   нарушений   речи   у детей с ЗПР.

19.   Особенности нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР.

20.   Характеристика словарного запаса у детей с ЗПР.

21.   Особенности   овладения   грамматическим   строем   речи   детьми   с ЗПР.

22.   Особенности  симптоматики  и  механизмов  нарушения  письменной речи у детей с ЗПР.

23.   Механизмы и виды дислексии у детей с ЗПР.

24.   Методика коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с ЗПР.

25.   Особенности нарушений связной речи у детей с ЗПР.

26.   Распространенность,   симптоматика   и   виды   дисграфий   у   детей   с ЗПР.

27.   Основные принципы коррекции нарушений речи у детей с ЗПР.

28.   Особенности  коррекции  нарушений  звукопроизношения  у детей  с ЗПР.

29.   Основные  направления   и   содержание   логопедической   работы   по развитию словарного запаса у детей с ЗПР.

30.   Особенности        логопедической        работы        по        формированию словообразовательных процессов у детей с ЗПР.

31.   Особенности       логопедической       работы       по       формированию словоизменения    у детей с ЗПР.

32.   Особенности формирования языкового анализа и синтеза у детей с ЗПР.

33.   Особенности   логопедической   работы   по   формированию   связной речи у детей с ЗПР.

34.   Основные   направления   и   содержание   логопедической   работы   по коррекции нарушений чтения у детей с ЗПР.

35.   Основные   направления   и   содержание   логопедической   работы   по коррекции нарушений письма у детей с ЗПР.

36.   Организация логопедической помощи детям с ЗПР в специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях   для детей с ЗПР.

37.   Организация логопедической помощи детям с ЗПР в специальных (коррекционных ) образовательных школьных учреждениях  для детей с ЗПР.

 

Темы рефератов

1.         Современные подходы к коррекции речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта.

2.         Современные подходы к коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития.

3.         Организация и реализация логопедической помощи детям с ЗПР в современных условиях.

4.         Организация и реализация логопедической помощи детям с нарушением интеллекта в современных условиях.

5.         Ранняя логопедическая помощь детям с интеллектуальной неполноценностью в современных условиях.

6.         Ранняя логопедическая помощь детям с задержкой психического развития в современных условиях.

7.         Особенности и условия патологического развития речи у детей с нарушениями интеллекта

8.         Взаимодействие учителя-логопеда с психологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР.

9.         Взаимодействие учителя-логопеда с учителем-дефектологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей

10.     с ЗПР.

11.     Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с интеллектуальной неполноценностью в процессе обучения и воспитания.

12.     Взаимодействие учителя-логопеда с психологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

13.     Взаимодействие учителя-логопеда с учителем-дефектологом образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

14.     Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями интеллекта в процессе обучения и воспитания.

15.     Особенности нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.

16.     Особенности фонетико-фонематических нарушений у детей с ЗПР интеллектуальной неполноценностью.

17.     Особенности нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР интеллектуальной неполноценностью.

18.     Особенности связной речи детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.

19.     Сложности детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью при овладении письмом и чтением.

20.     Особенности логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.

21.     Особенности логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.

22.     Особенности формирования грамматического строя речи и связной речи у детей с ЗПР и интеллектуальной неполноценностью.

23.     Организация комплексной логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.

24.     Организация комплексной логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

25.     Организация комплексной логопедической работы в общеобразовательных учреждениях для детей с ЗПР и нарушением интеллекта.

 

 

Критерии оценки рефератов:

Отметка «отлично» ставится, если изложенный в отчете материал:

·         отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной

теме;

·         четко структурирован, с выделением основных моментов;

·         грамотно, с адекватной терминологией, без грамматических ошибок

представлен в тексте;

·         в полной мере отражает полученные данные;

·         адекватно иллюстрирован;

·         реферат лаконичен,  четкий, с выделением основных данных;

·         на вопросы по выполненной работе получены полные исчерпывающие

         ответы.

Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в отчете материал:

·         характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается

·         недостаточной структурированностью;

·         интерпретация полученных данных не достаточно полная;

·         иллюстрирован не полностью или не совсем правильно;

·         в тексте есть грамматические ошибки;

·         доклад длинный, не вполне четкий;

·         на вопросы по выполненной работе получены полные исчерпывающие

ответы только после наводящих вопросов, или не на все дополнительные вопросы.

 

Отметка  «удовлетворительно» ставится, если изложенный в отчете

материал:

·         недостаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо структурирован;

·         интерпретация полученных данных не полная;

·         иллюстраций нет или они не отражают полученные данные;

·         в тексте много грамматических ошибок;

·         доклад по проекту не сделан или отличается слабой ориентированностью в излагаемом материале;

·         на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильными.

 

Отметка  «неудовлетворительно» ставится, если:

·         работа не выполнена;

·         работа выполнена частично, в работе обнаруживается ошибки по содержанию;

·         иллюстраций нет;

·         доклад по проекту не сделан или отличается слабой ориентированностью в излагаемом материале;

·         на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильны.

Перечень основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература

 

1.    Годовникова Л. В.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова.  2-е изд.  М: Изд-во Юрайт, 2020.  218 с.  (Высшее образование).  – URL: https://urait.ru/bcode/457133

2.    Колосова Т.А.  Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева.  2-е изд., перераб. и доп.  М: Изд-во Юрайт, 2020.  151 с.— URL: https://urait.ru/bcode/454481

3.    Глухов, В. П.  Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов.  3-е изд., испр. и доп.  М: Изд-во Юрайт, 2020.  323 с. — URL: https://urait.ru/bcode/449171

4.    Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой.  М: Изд-во Юрайт, 2020.  521 с. — URL: https://urait.ru/bcode/447368

5.    Логопедия. Теория и практика /[под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б. М:Эксмо, 2020.  609 с.

6.    Колесникова Г.И.  Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. 2-е изд., стер. М: Изд-во Юрайт, 2020.  215 с. — URL: https://urait.ru/bcode/452045

7.    Колесникова, Г.И.  Специальная психология и специальная педагогика: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова.  3-е изд., перераб. и доп.  М: Изд-во Юрайт, 2020.  176 с.— URL: https://urait.ru/bcode/452043

 

7.2. Дополнительная  литература

1.    Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: в 3 ч.: пособие для логопеда. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. / под ред. Р.И. Лалаевой. –  Москва: ВЛАДОС, 2006.  182 с.

2.    Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для пед. вузов.   М: НЦ ЭНАС, 2004.   136 с.

3.    Буслаева Е.Н., Павлова Т.П. Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта// Современные инновации.  20152015. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-s-narusheniem-intellekta.

4.    Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. –  Санкт-Петербург: Союз : РГПУ, 2000.  64 с.

5.    Глухов В. П.  Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для вузов / В. П. Глухов.  2-е изд., испр. и доп.  М: Изд-во Юрайт, 2020.  330 с.  — URL: https://urait.ru/bcode/451373

6.    Каштанова С.Н., Панфилова Т О. Сенсорная интеграция как основа обучения грамоте умственно отсталых младших школьников//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019.  № 10 (143). С. 109-113. URL:     https://cyberleninka.ru/article/n/sensornaya-integratsiya-kak-osnova-obucheniya-gramote-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov

7.    Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.: Владос, 2004.

8.    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001. 224с.

9.    Логинова Е.А.  Нарушение письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / под ред. Л. С. Волковой.  СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.  208 с.

10.              Лебедева П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: пособие для учителей и логопедов.  СПб: КАРО, 2004.   176 с.

11.              Черепкова Н. В., Савельева О.А. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью // Science Time ИП Кузьмин С.В. [Электронный доступ]. №12 (24). 2014. С. 601-605. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-s-umstvennoy-otstalostyu/viewer

 

 

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.        Logoped.ru – Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

2.        eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание". dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

3.        www.pedlib.ru – электронная библиотека педагогической литературы.

4.        http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

5.        http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

 

Компьютерные средства:

-     Word

-     Power Point

-     Adobe Reader

-     Интернет – браузер

  – Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://urait.ru

 

 

8. Материально-техническое обеспечение

 

Для проведения учебных занятий по дисциплине «Логопедическая работа с детьми, имеющими ментальные нарушения» используется имеющееся у кафедры специальное материально-техническое обеспечение:

·         аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской; специальными логопедическим уголком и зеркалами;

·         стационарный компьютер и ноутбук;

·         стационарный и переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования;

·         учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации, практикумы и др.);

·         наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.);

·         компьютерное и мультимедийное оборудование;

·         видео-сюжеты логопедических занятий и их фрагментов по коррекции речевых нарушений у детей с ментальными расстройствами;

·         логопедические зонды, компьютерные программы и др. 

·         методическая, аудиторная и техническая база системы общего и специального образования г. Смоленска (дошкольные и школьные образовательные учреждения, специализированные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и др.).

 

 

9. Программное обеспечение

  1. Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66920993 от 24.05.2016, до 31.05.2018.
  2. Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66975477 от 03.06.2016, до 30.06.2018.

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный, Лицензия 1FB6151216081242, ежегодное обновление