Контакты:
-
ЕК
Елена Викторовна КрыловаУчитель
-
Елена Анатольевна ЩедроваУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.01.02. «Современные логопедические технологии» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки: 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедическое образование».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин по выбору, прохождения учебной и производственной практик, проведения научно-исследовательской работы.
Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психолингвистические основы диагностики и коррекции речевых нарушений», «Нейропсихологические основы логопедической работы с детьми», «Основы дифференциальной психологической диагностики», «Инновационные технологии в специальном образовании» и др.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ПК-2 способность проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи готовности к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования
|
Знать: - структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП; - основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, его специфику; - современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; - составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации лиц с нарушениями речи совместно со специалистами реабилитационной команды; Владеть: - умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами; - специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи. |
ПК-4 способности создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса
|
Знать: - особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; - содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи; Уметь: - анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; - разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; - оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; - разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации; Владеть: - умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи. |
3. Содержание дисциплины
Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике. Использование современных технологий на разных этапах логопедической коррекции: развития мелкой и артикуляционной моторики фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматических средств языка и связной речи.
4. Тематический план
№ п/п |
Темы |
Всего часов |
Формы занятий |
|
|
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
|||
1. |
Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике |
28 |
2 |
2 |
23 |
2. |
Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики |
28 |
2 |
2 |
23 |
3. |
Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи. |
26 |
2 |
2 |
23 |
4. |
Современные технологии развития лексико – грамматических средств языка и связной речи |
26 |
2 |
2 |
23 |
5. |
Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ. |
27 |
2 |
2 |
23 |
6. |
Экзамен |
9 |
- |
- |
- |
|
Итого |
144 |
10 |
10 |
115 |
5. Виды учебной деятельности
Лекции
Тема 1. Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике
Понятия «Инновационные технологии», различия в понятиях «методики» и «технологии». Традиционные методы и приемы, применяемые в логопедии. Инновационные технологии: история, применение. Арт-терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су-Джок»–терапия; криотерапия; информационные технологии.
Тема 2. Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики
Приемы развития артикуляционной моторики: логопедический ручной массаж; логопедический зондовый массаж; точечный массаж; искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ); артикуляционная гимнастика. Эфффективные приемы развития мелкой моторики: кинезитерапия, гидрогимнастика, су-джок терапия, японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
Тема 3. Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи.
Исследования Н.С. Варенцовой, Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.А. Степановой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. об основных направлениях и содержании коррекционной работы по развитию фонематических процессов. Нетрадиционные приемы постановки звукопроизношения: биоэнергопластика, фоноритмика и др.
Тема 4. Современные технологии развития лексико-грамматических средств языка и связной речи
Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи: традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева); синквейн; лимерики; инсценирование; метод ассоциативных связей или «Образ слов»; типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение); методы дивергентного речевого развития;методы креативного речевого развития: креативное речевое моделирование, «мозговой штурм», «обратная мозговая атака», «корабельный совет», аналогии синектика, оператор РВС, метод «маленьких человечков», метод «хорошо-плохо», метод каталога, морфологический анализ, метод фантограмм, цепочка противоречий.
Технологии развития связной речи: традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко); нейропедагогический подход (интеллект-карты); сказкотерапия.
Тема 5.Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ.
Здоровьесберегающие технологии в логопедии: логопедическая ритмика; фитотерапия; ароматерапия; музыкотерапия; хромотерапия; литотерапия; имаготерапия; аурикулотерапия; його-терапия.
Компьютерные технологии в коррекции речи: компьютерная программа «Видимая речь III» (текстовое руководство - Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) (коррекция нарушений слуха и речи - звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций); сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» (коррекция речевого дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, устранения назального оттенка звукопроизношения); логопедический тренажер «Дэльфа-142» (коррекция дефектов произношения, речевого дыхания и голоса, устранение нарушений письменной речи от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи); «Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республиканский учебно-методический центр) и др.; использование мультимедийных средств коррекции и развития.
Темы и планы практических занятий
Занятие 1. Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «Инновационные технологии», различия в понятиях «методики» и «технологии».
2. Традиционные методы и приемы, применяемые в логопедии. Инновационные технологии: история, применение.
3. Арт-терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесно-ориентированные техники; «Су – Джок» – терапия; криотерапия; информационные технологии.
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать статью Сарян А.А. «Современные образовательные технологии в логопедии» (см. сп. лит.)
Контрольные вопросы и задания
1. Разведите понятия«методики» и «технологии».
2. Дайте определение «инновационным технологиям», приведите примеры.
3. С какой целью в логопедии все чаще используются инновационные технологии, где они, как правило, заимствуются. Почему?
4. Раскройте понятие «арт-терапия».
5. Какие виды арт-терапии вы знаете? С какой целью они используются в логопедии?
Литература: № 1, 2, 4.
Занятие 2. Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики
Вопросы для обсуждения
1. Приемы развития артикуляционной моторики: логопедический ручной массаж; логопедический зондовый массаж; точечный массаж; искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ); артикуляционная гимнастика.
2. Приемы развития мелкой моторики: кинезитерапия, гидрогимнастика, «су-джок» терапия, японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить конспект занятия по развитию артикуляционной моторики с применением инновационных технологий.
2. Подготовить конспект занятия по развитию речи с применением инновационных технологий для развития мелкой моторики.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте роль массажа для развития артикуляционной моторики. Назовите основные виды и их отличия.
2. В работе с детьми с какой патологией массаж особенно необходим? Почему?
3. Какое значение имеет для развития речи развитие мелкой моторики?
4. Перечислите современные технологии, используемые в логопедии для развития мелкой моторики.
Литература: № 1, 3, 4, 5, 6.
Занятие 3. Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи
Вопросы для обсуждения
1. Основные направления и содержание коррекционной работы по развитию фонематических процессов.
2. Нетрадиционные приемы постановки звукопроизношения: биоэнергопластика,
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием современных технологий.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова роль фонематического слуха в развитии речи ребенка?
2. Назовите основные направления коррекционной работы по развитию фонематического восприятия, проанализируйте известные авторские методики.
3. Какие факторы диктуют необходимость применения современных технологий в постановке звуков?
4. Перечислите современные технологии, применяемые в логопедии для нормализации звукопроизношения.
Литература: № 1, 2.
Занятие 4. Современные технологии развития лексико-грамматических средств языка и связной речи
Вопросы для обсуждения
1. Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи: традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
2. Нетрадиционные технологии развития лексико-грамматического строя речи
3. Технологии развития связной речи: традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко) и нетрадиционные приемы
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка с использованием современных технологий.
2. Подготовьте конспект занятия по развитию связной речи с использованием современных технологий
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте традиционный лексико-грамматический подход к развитию лексико-грамматической стороне речи.
2. Охарактеризуйте современные методы и приемы (метод ассоциативных связей или «Образ слов»; типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение и др.).
3. Охарактеризуйте нейропедагогический подход (интеллект-карты); сказкотерапия в развитии связной речи детей. В чем его преимущества?
Литература: № 1, 2.
Занятие 5. Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ
Вопросы для обсуждения
1. Здоровьесберегающие технологии в логопедии.
2. Компьютерные технологии в коррекции речи
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием любого вида арт-терапии.
2. Разработайте конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием компьютерных технологий.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем выражается здоровьесбережение детей при использовании арт-терапии?
2. Какое воздействие оказывает логоритмика на организм ребенка?
3. Перечислите компьютерные программы, используемы в логопедии. В чем их назначение?
4.Какое преимущество имеют компьютерные технологии над традиционными технологиями?
Литература: № 1, 2, 3, 4.
Самостоятельная работа
Занятие 1. Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать статью Сарян А.А. «Современные образовательные технологии в логопедии» (см. сп. лит.)
Литература: № 1, 2, 4.
Занятие 2. Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить конспект занятия по развитию артикуляционной моторики с применением инновационных технологий.
2. Подготовить конспект занятия по развитию речи с применением инновационных технологий для развития мелкой моторики.
Литература: № 1, 3, 4, 5, 6.
Занятие 3. Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием современных технологий.
Литература: № 1, 2.
Занятие 4. Современные технологии развития лексико-грамматических средств языка и связной речи
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка с использованием современных технологий.
2. Подготовьте конспект занятия по развитию связной речи с использованием современных технологий
Литература: № 1, 2.
Занятие 5. Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием любого вида арт-терапии.
2. Разработайте конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием компьютерных технологий.
Литература: № 1, 2, 3, 4.
Темы для рефератов
1. Инновационные методы и приемы, применяемые в диагностике речевых нарушений.
2. Современные подходы к диагностике речевых нарушений у детей раннего возраста.
3. Комплексный метод речевой диагностики.
4. Логопедический массаж как средство развития артикуляционной моторики.
5. Точечный массаж в коррекции речевых расстройств.
6. Фитотерапия в логопедической коррекции.
7. Ароматерапия в логопедической коррекции.
8. Музыкотерапия в логопедической коррекции.
9. Хромотерапия в логопедической коррекции.
10. Литотерапия в логопедической коррекции.
11. Имаготерапия в логопедической коррекции.
12. Сказкотерапия в логопедической коррекции.
13. Песочная терапия в логопедической коррекции.
14. Использование различных моделей и символов в логопедической коррекции.
15. Мультимедийные средства коррекции и развития в логопедической коррекции.
16. БОС технологии в логопедической коррекции.
Требования к написанию реферата
Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист;
Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе приводят следующие сведения:
наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата
2) оглавление;
Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.
3) введение;
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.
4) основная часть;
Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
5) заключение;
Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы
6) список использованных источников;
Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003
7) приложения.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
1) материалы, дополняющие реферат;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных;
3) иллюстрации вспомогательного характера;
4) другие документы.
Правила оформления реферата
Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .
Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Объем реферата: не более 20 страниц.
Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.
Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.
Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата
Критерии |
Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 5 баллов |
- актуальность проблемы и темы; |
2. Степень раскрытия сущности проблемы |
- соответствие плана теме реферата; - владение понятийным аппаратом; - обоснованность способов и методов работы с материалом; |
3. Обоснованность выбора источников |
- круг, полнота использования литературных источников по
проблеме; |
4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы Макс. – 5 баллов |
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов |
- правильное оформление ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность Макс. - 5 баллов |
- грамотность и культура изложения; |
6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы) Макс. – 5 баллов |
- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата; - приложения оформлены в соответствие с требованиями |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Требования к презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Общие требования к презентации:
· Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
· Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.
· Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
· Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.
· Последними слайдами должен быть список используемых источников.
Требования к оформлению слайдов:
· Единый стиль оформления.
· Для фона и текста используйте контрастные цвета.
· На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.
· По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.
Требования к представлению информации:
· Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
· Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
· Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
· Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
· Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).
· Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
· Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.
Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации
Критерии |
Показатели |
1. Тема презентации Макс. 3 балла |
- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела
|
2. Дидактические и методические цели и задачи презентации Макс. 3 балла |
- соответствие целей поставленной теме; - достижение поставленных целей и задач |
3. Выделение основных идей презентации Макс. 3 балла |
- соответствие основных идей целям и задачам; - актуальность основных идей; - количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
4. Содержание Макс. 3 балла |
- достоверность информации; - актуальность информации; - четкость изложения информации; - владение понятийным аппаратом по заданной теме; - привлечение новейших работ по проблеме; - язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории |
5. Подбор информации для создания презентации Макс. 3 балла
|
- графические иллюстрации для презентации; - статистика; - диаграммы и графики; - экспертные оценки; - ресурсы Интернет; - примеры; - сравнения; - цитаты и т.д. |
6. Подача материала презентации Макс. 3 балла
|
- хронология; - приоритет; - тематическая последовательность; - структура по принципу «проблема-решение» |
7. Логика и переходы во время презентации Макс. 3 балла |
- от вступления к основной части; - от одной основной идеи (части) к другой; - от одного слайда к другому |
8. Заключение Макс. 3 балла
|
- яркое высказывание - переход к заключению; - повторение основных целей и задач выступления; - выводы; - подведение итогов; - короткое и запоминающееся высказывание в конце |
9. Дизайн презентации Макс. 3 балла |
- шрифт (читаемость); - корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков); - элементы анимации |
10. Техническая часть Макс. 3 балла |
- грамматика; - стилистика; - ошибки в правописании и опечатки |
Оценивание презентации
Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
6.2 Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в первом семестре – в виде экзамена. Экзамен проводится по расписанию деканата.
Для оценки уровня усвоения дисциплины используется бально-рейтинговая система оценки уровня усвоения знаний.
Максимальное количество баллов – 100. Бально-рейтинговая система включает оценку учебной деятельности студента по следующим параметрам:
· посещение лекций – 15 баллов;
· посещение практических – 15 баллов
· выступление на практических занятиях с докладами, сообщениями, презентациями – по 5 баллов;
· выполнение теста – 20 баллов
· итоговая аттестация (по билетам) – 30 баллов.
Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.
100-90 баллов – отлично
89-70 баллов – хорошо
69-50 баллов – удовлетворительно
менее 50 баллов – неудовлетворительно
Вопросы к экзамену
1. Понятия «Инновационные технологии», различия в понятиях «методики» и «технологии».
2. Традиционные методы и приемы, применяемые в логопедии.
3. Инновационные технологии: история, применение.
4. Арт-терапевтические технологии в логопедии.
5. Комплексный метод речевой диагностики.
6. Логопедический массаж как средство развития артикуляционной моторики.
7. Точечный массаж в коррекции речевых расстройств.
8. Использование кинезитерапии в логопедической практике.
9. Использование фитотерапии в логопедической коррекции.
10. Использование ароматерапиия в логопедической коррекции.
11. Использование музыкотерапия в логопедической коррекции.
12. Использование хромотерапия в логопедической коррекции.
13. Использование литотерапия в логопедической коррекции.
14. Имаготерапия в логопедической коррекции.
15. Использование сказкотерапии в логопедической коррекции.
16. Использование песочной терапии в логопедической коррекции.
17. Использование различных моделей и символов в логопедической коррекции.
18. Мультимедийные средства коррекции и развития в логопедической коррекции.
19. БОС технологии в логопедической коррекции.
20. Современные технологии сенсорного воспитания. Телесно-ориентированные техники
21. Современные приемы развития артикуляционной моторики.
22. Современные приемы развития мелкой моторики.
23. Современные приемы развития фонематических процессов.
24. Современные приемы постановки звукопроизношения.
25. Современные приемы развития лексико-грамматического строя речи.
26. Современные приемы развития связной речи.
27. Здоровьесберегающие технологии в логопедии.
28. Применение компьютерных программ в коррекции речевых расстройств.
Критерии оценивания ответов студента
"Отлично" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
"Хорошо" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
"Удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
"Неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.
7.Перечень основной и дополнительной литературы
7.1.Основная литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании / Е. А. Медведева [и др.] ; под ред. Е. А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 256 с. ISBN 978-5-534-06713-2. Режим доступа: http://urait.ru/catalog/412300
2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2016.
3. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии: учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 521 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/447368
4. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 189 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/455663
7.2. Дополнительная литература
1. Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М., 2009.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2012.
4. Блыскина И. В.Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
5. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. М., 2009.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2011.
7. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 – 5 лет, страдающих детским церебральным параличом. М.,1999.
8. Дьякова Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие. М.: Изд.-во В. Секачев, 2016, 156 с.
9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с ТНР. М., 2009.
10. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М.: Айрис-пресс, 2013.
11. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
12. Серебрякова М.Л. Массажики-сказки и веселые раскраски. М., 2012.
13. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М., 2011.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.,2015.
15. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М., 2012.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Logoped.ru – Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.
2. eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание". dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
3. www.pedlib.ru – электронная библиотека педагогической литературы.
4. http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
5. http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
Компьютерные средства:
- Word
- Power Point
- Adobe Reader
- Интернет – браузер
– Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://urait.ru
8. Материально-техническое обеспечение
Для проведения учебных занятий по дисциплине «Логопедия» используется имеющееся у кафедры специальное материально-техническое обеспечение:
· аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской; специальными логопедическим уголком и зеркалами;
· стационарный компьютер и ноутбук;
· стационарный и переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования;
· учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации, практикумы и др.);
· наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.);
· компьютерное и мультимедийное оборудование;
· видео-сюжеты логопедических занятий и их фрагментов по коррекции звукопроизношения;
· логопедические зонды, компьютерные программы и др.
· методическая, аудиторная и техническая база системы общего и специального образования г. Смоленска (дошкольные и школьные образовательные учреждения, специализированные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и др.).
9. Программное обеспечение
- Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66920993 от 24.05.2016, до 31.05.2018.
- Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66975477 от 03.06.2016, до 30.06.2018.
3. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный, Лицензия 1FB6151216081242, ежегодное обновление.