1.                  Место дисциплины в структуре ОП

 

            Дисциплина Б1.В.01.02.  «Современные логопедические технологии» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки: 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедическое образование».

            Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин по выбору, прохождения учебной и производственной практик, проведения научно-исследовательской работы.

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам:  «Психолингвистические основы диагностики и коррекции речевых нарушений», «Нейропсихологические основы логопедической работы с детьми», «Основы дифференциальной психологической диагностики», «Инновационные технологии  в специальном образовании» и др.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-2

 способность проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи готовности к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования

 

Знать:    

- структуру и содержание АООП  общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;

- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;

- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего        и реабилитационного процессов, его специфику;

- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации       лиц с нарушениями речи совместно со            специалистами реабилитационной команды;

Владеть:

- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии            с поставленными целями и задачами;

- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.

ПК-4 способности создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса

 

 

Знать:

- особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов,

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки;

- содержание и          организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих      психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи;

- разрабатывать      основные элементы методического          обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП;

- оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации            к техническим средствам реабилитации;

- разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной

реабилитации;

Владеть:

- умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.

 

3. Содержание дисциплины

Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике. Использование современных технологий на разных этапах логопедической коррекции: развития мелкой  и артикуляционной моторики  фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматических средств языка и   связной речи.

 

4.      Тематический план

 

п/п

Темы

Всего часов

Формы занятий

 

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике

28

2

2

23

2.

Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики

28

2

2

23

3.

Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи.

26

2

2

23

4.

Современные технологии развития лексико – грамматических средств языка и   связной речи

26

2

2

23

5.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ.

27

2

2

23

6.

Экзамен

9

-

-

-

 

Итого

144

10

10

115

 

 

5. Виды учебной деятельности

Лекции

Тема 1. Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике

Понятия  «Инновационные технологии», различия в понятиях «методики»  и «технологии». Традиционные методы и приемы, применяемые в логопедии. Инновационные  технологии: история, применение. Арт-терапевтические технологии;  современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники;  «Су-Джок»–терапия; криотерапия; информационные технологии.

 

Тема 2. Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики

            Приемы развития артикуляционной моторики: логопедический ручной массаж; логопедический зондовый массаж; точечный массаж; искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ); артикуляционная гимнастика. Эфффективные приемы развития мелкой моторики: кинезитерапия, гидрогимнастика, су-джок терапия,  японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.

 

 

Тема 3. Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи.

Исследова­ния Н.С. Варенцовой, Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.А. Степановой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.  об основных направлениях и содержании коррекционной работы по развитию фонематических процессов. Нетрадиционные приемы постановки звукопроизношения: биоэнергопластика, фоноритмика и др.

 

Тема 4. Современные технологии развития лексико-грамматических средств языка и   связной речи

Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи: традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева); синквейн; лимерики; инсценирование; метод ассоциативных связей или «Образ слов»; типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение); методы дивергентного речевого развития;методы креативного речевого развития: креативное речевое моделирование, «мозговой штурм», «обратная мозговая атака», «корабельный совет», аналогии синектика, оператор РВС, метод «маленьких человечков», метод «хорошо-плохо», метод каталога, морфологический анализ, метод фантограмм, цепочка противоречий.

Технологии развития связной речи: традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко); нейропедагогический подход (интеллект-карты); сказкотерапия.

 

Тема 5.Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ.

            Здоровьесберегающие технологии в логопедии: логопедическая ритмика; фитотерапия; ароматерапия; музыкотерапия; хромотерапия; литотерапия; имаготерапия; аурикулотерапия;  його-терапия.

            Компьютерные технологии в коррекции речи: компьютерная программа «Видимая речь III» (текстовое руководство - Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) (коррекция нарушений слуха и речи - звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций); сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» (коррекция речевого дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, устранения назального оттенка звукопроизношения); логопедический тренажер «Дэльфа-142»  (коррекция дефектов произношения, речевого дыхания и голоса, устранение нарушений письменной речи от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи); «Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка,  Республиканский учебно-методический центр) и др.; использование мультимедийных средств коррекции и развития.

 

Темы и планы практических  занятий

Занятие 1. Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике 

Вопросы для обсуждения

1.        Понятие  «Инновационные технологии», различия в понятиях «методики»  и «технологии».

2.        Традиционные методы и приемы, применяемые в логопедии. Инновационные  технологии: история, применение.

3.        Арт-терапевтические технологии;  современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесно-ориентированные техники;  «Су – Джок» – терапия; криотерапия; информационные технологии.

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Законспектировать статью Сарян А.А. «Современные образовательные технологии в логопедии»  (см. сп. лит.)

 

Контрольные вопросы и задания

1.        Разведите понятия«методики»  и «технологии».

2.        Дайте определение «инновационным технологиям», приведите примеры.

3.        С какой целью в логопедии все чаще используются инновационные технологии, где они, как правило, заимствуются. Почему?

4.        Раскройте понятие «арт-терапия».

5.        Какие виды арт-терапии вы знаете? С какой целью они используются в логопедии?

 

Литература: № 1, 2, 4.

 

Занятие 2. Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики

Вопросы для обсуждения

1.        Приемы развития артикуляционной моторики: логопедический ручной массаж; логопедический зондовый массаж; точечный массаж; искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ); артикуляционная гимнастика.

2.        Приемы развития мелкой моторики: кинезитерапия, гидрогимнастика, «су-джок» терапия, японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Подготовить конспект занятия по развитию артикуляционной моторики с применением инновационных технологий.

2.        Подготовить конспект занятия по развитию речи с  применением инновационных технологий для развития мелкой моторики.

 

Контрольные вопросы и задания

1.        Раскройте роль массажа для развития артикуляционной моторики. Назовите основные виды и их отличия.

2.        В работе с детьми с какой патологией массаж особенно необходим? Почему?

3.        Какое значение имеет для развития речи развитие мелкой моторики?

4.        Перечислите современные технологии, используемые в логопедии для развития мелкой моторики.

 

Литература: № 1, 3, 4, 5, 6.

 

 

Занятие 3. Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи

Вопросы для обсуждения

1.                    Основные направления и содержание коррекционной работы по развитию фонематических процессов.

2.                    Нетрадиционные приемы постановки звукопроизношения: биоэнергопластика,

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Подготовьте конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием современных технологий.

 

Контрольные вопросы и задания

1.        Какова роль фонематического слуха в развитии речи ребенка?

2.        Назовите основные направления коррекционной работы по развитию фонематического восприятия, проанализируйте известные авторские методики.

3.        Какие факторы диктуют необходимость применения современных технологий в постановке звуков?

4.        Перечислите современные технологии, применяемые в логопедии для нормализации звукопроизношения.

Литература: № 1, 2.

 

Занятие 4. Современные технологии развития лексико-грамматических средств языка и   связной речи

Вопросы для обсуждения

1.        Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи: традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);

2.        Нетрадиционные технологии развития лексико-грамматического строя речи

3.        Технологии развития связной речи: традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко) и нетрадиционные приемы

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Подготовьте конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка с использованием современных технологий.

2.        Подготовьте конспект занятия по развитию связной речи с использованием современных технологий

 

Контрольные вопросы и задания

1.        Раскройте традиционный лексико-грамматический подход к развитию лексико-грамматической стороне речи.

2.        Охарактеризуйте современные методы и приемы (метод ассоциативных связей или «Образ слов»; типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение и др.).

3.        Охарактеризуйте нейропедагогический подход (интеллект-карты); сказкотерапия в развитии связной речи детей. В чем его преимущества?

 

Литература: № 1, 2.

 

Занятие 5. Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ

Вопросы для обсуждения

1.        Здоровьесберегающие технологии в логопедии.

2.        Компьютерные технологии в коррекции речи

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Разработайте конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием любого вида арт-терапии.

2.        Разработайте конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием компьютерных технологий.

 

Контрольные вопросы и задания

1.        В чем выражается здоровьесбережение детей при использовании арт-терапии?

2.        Какое воздействие оказывает логоритмика на организм ребенка?

3.        Перечислите компьютерные программы, используемы в логопедии. В чем их назначение?

4.Какое преимущество имеют компьютерные технологии над традиционными технологиями?

 

Литература: № 1, 2, 3, 4.

 

 

Самостоятельная работа

 

Занятие 1. Использование традиционных и инновационных технологий в современной логопедической практике 

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Законспектировать статью Сарян А.А. «Современные образовательные технологии в логопедии»  (см. сп. лит.)

 

Литература: № 1, 2, 4.

 

Занятие 2. Современные технологии развития мелкой и артикуляционной моторики

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Подготовить конспект занятия по развитию артикуляционной моторики с применением инновационных технологий.

2.        Подготовить конспект занятия по развитию речи с  применением инновационных технологий для развития мелкой моторики.

 

Литература: № 1, 3, 4, 5, 6.

 

 

Занятие 3. Современные технологии развития фонетико-фонематической стороны речи

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Подготовьте конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием современных технологий.

 

Литература: № 1, 2.

 

Занятие 4. Современные технологии развития лексико-грамматических средств языка и   связной речи

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Подготовьте конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка с использованием современных технологий.

2.        Подготовьте конспект занятия по развитию связной речи с использованием современных технологий

 

 

Литература: № 1, 2.

 

Занятие 5. Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Использование ИКТ

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Разработайте конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием любого вида арт-терапии.

2.        Разработайте конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием компьютерных технологий.

 

 

Литература: № 1, 2, 3, 4.

Темы для рефератов

 

1.        Инновационные методы и приемы, применяемые  в диагностике  речевых нарушений.

2.        Современные подходы к диагностике речевых нарушений у детей раннего возраста.

3.        Комплексный метод речевой диагностики.

4.        Логопедический массаж как средство развития артикуляционной моторики.

5.        Точечный массаж в коррекции речевых расстройств.

6.        Фитотерапия в логопедической коррекции.

7.        Ароматерапия в логопедической коррекции.

8.        Музыкотерапия в логопедической коррекции.

9.        Хромотерапия в логопедической коррекции.

10.    Литотерапия в логопедической коррекции.

11.    Имаготерапия в логопедической коррекции.

12.    Сказкотерапия в логопедической коррекции.

13.    Песочная терапия в логопедической коррекции.

14.    Использование различных моделей  и символов в логопедической коррекции.

15.    Мультимедийные средства коррекции и развития в логопедической коррекции.

16.    БОС технологии в логопедической коррекции.

 

Требования к написанию реферата

 

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

 наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата;  фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы. 

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

            В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

            В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

            Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .

            Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

          Объем реферата: не более 20 страниц.

            Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

            Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

            Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

            Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

            Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. -  5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. -  5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих  и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями

 

Оценивание реферата

Реферат оценивается по  балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Требования к презентации

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Общие требования к презентации:

·         Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

·         Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.

·         Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

·         Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.

·         Последними слайдами должен быть список используемых источников.

 

Требования к оформлению слайдов:

·         Единый стиль оформления.

·         Для фона и текста используйте контрастные цвета.

·         На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.

·         По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.

 

Требования к представлению информации:

·         Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

·         Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

·         Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

·         Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

·         Шрифты  предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).

·         Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

·         Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.

 

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела

 

2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

Макс. 3 балла

- соответствие основных идей  целям и задачам;

-  актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

- достоверность  информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла

 

- графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

- диаграммы и графики;

 - экспертные оценки;

- ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла

 

- хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

- структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

- от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла

 

- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

Макс. 3 балла

- шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

- грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании  и опечатки

 

Оценивание презентации

Презентация оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

 

 

 

6.2 Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 

 

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в первом семестре  – в виде экзамена.  Экзамен  проводится по расписанию деканата.

 

Для оценки уровня усвоения дисциплины используется бально-рейтинговая система оценки уровня усвоения знаний.

    Максимальное количество баллов – 100. Бально-рейтинговая система включает оценку  учебной деятельности студента по следующим параметрам:

·         посещение лекций – 15 баллов;

·         посещение практических  – 15 баллов

·         выступление на практических занятиях  с докладами, сообщениями, презентациями – по 5 баллов;

·         выполнение теста – 20 баллов

·         итоговая аттестация (по билетам) –  30  баллов.

 

            Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.

100-90 баллов – отлично

89-70 баллов – хорошо

69-50 баллов – удовлетворительно

менее 50 баллов – неудовлетворительно

 

Вопросы к экзамену

 

1.                  Понятия  «Инновационные технологии», различия в понятиях «методики»  и «технологии».

2.                  Традиционные методы и приемы, применяемые в логопедии.

3.                  Инновационные  технологии: история, применение.

4.                  Арт-терапевтические технологии в логопедии.

5.        Комплексный метод речевой диагностики.

6.        Логопедический массаж как средство развития артикуляционной моторики.

7.        Точечный массаж в коррекции речевых расстройств.

8.        Использование кинезитерапии в логопедической практике.

9.        Использование фитотерапии в логопедической коррекции.

10.    Использование ароматерапиия в логопедической коррекции.

11.    Использование музыкотерапия в логопедической коррекции.

12.    Использование хромотерапия в логопедической коррекции.

13.    Использование литотерапия в логопедической коррекции.

14.    Имаготерапия в логопедической коррекции.

15.    Использование сказкотерапии в логопедической коррекции.

16.    Использование песочной терапии в логопедической коррекции.

17.    Использование различных моделей  и символов в логопедической коррекции.

18.    Мультимедийные средства коррекции и развития в логопедической коррекции.

19.    БОС технологии в логопедической коррекции.

20.              Современные технологии сенсорного воспитания. Телесно-ориентированные техники

21.              Современные приемы развития артикуляционной моторики.

22.              Современные приемы развития мелкой моторики.

23.              Современные приемы развития фонематических процессов.

24.              Современные приемы постановки звукопроизношения.

25.              Современные приемы развития лексико-грамматического строя речи.

26.              Современные приемы развития связной речи.

27.              Здоровьесберегающие технологии в логопедии.

28.              Применение компьютерных программ в коррекции речевых расстройств.

 

Критерии оценивания ответов студента

 

                  "Отлично" выставляется студенту, который демонстрирует  при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

                 "Хорошо" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил преду­смотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятель­ному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профес­сиональной деятельности.

               "Удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

               "Неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.

 

7.Перечень основной и дополнительной литературы

7.1.Основная литература

1.    Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании / Е. А. Медведева [и др.] ; под ред. Е. А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп.  М. : Издательство Юрайт, 2018. 256 с.  ISBN 978-5-534-06713-2. Режим доступа:  http://urait.ru/catalog/412300

2.    Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко.  Ростов н/Д: Феникс, 2016.

3.    Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии: учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 521 с. Режим доступа:  https://biblio-online.ru/bcode/447368

4.    Шевцова, Е. Е.  Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 189 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/455663

 

7.2. Дополнительная литература

1.         Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

2.         Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М., 2009.

3.         Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.  СПб., 2012.

4.         Блыскина И. В.Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

5.         Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике.  М.,     2009.

6.         Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2011.

7.         Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 – 5 лет, страдающих детским церебральным параличом.  М.,1999.

8.         Дьякова Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие. М.:  Изд.-во В. Секачев, 2016, 156 с.

9.         Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с ТНР.  М., 2009.

10.     Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М.: Айрис-пресс, 2013.

11.     Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко.  Ростов н/Д: Феникс, 2013.

12.     Серебрякова М.Л. Массажики-сказки и веселые раскраски. М., 2012.

13.     Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников.  М., 2011.

14.     Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.  М.,2015.

15.     Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.  М., 2012.

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.        Logoped.ru – Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

2.        eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание". dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

3.        www.pedlib.ru – электронная библиотека педагогической литературы.

4.        http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

5.        http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

 

Компьютерные средства:

-     Word

-     Power Point

-     Adobe Reader

-     Интернет – браузер

  – Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://urait.ru

 

 

8. Материально-техническое обеспечение

 

Для проведения учебных занятий по дисциплине «Логопедия» используется имеющееся у кафедры специальное  материально-техническое обеспечение:

·         аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской; специальными логопедическим уголком и зеркалами;

·         стационарный компьютер и ноутбук;

·         стационарный и переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования;

·         учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации, практикумы и др.);

·         наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.);

·         компьютерное и мультимедийное оборудование;

·         видео-сюжеты логопедических занятий и их фрагментов по коррекции звукопроизношения;

·         логопедические зонды, компьютерные программы и др. 

·         методическая, аудиторная и техническая база системы общего и специального образования г. Смоленска (дошкольные и школьные образовательные учреждения, специализированные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и др.).

 

9. Программное обеспечение

  1. Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66920993 от 24.05.2016, до 31.05.2018.
  2. Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66975477 от 03.06.2016, до 30.06.2018.

3.      Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный, Лицензия 1FB6151216081242, ежегодное обновление.