1.      Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.01.06 «Этико-деонтологические основы профессиональной деятельности логопеда» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений, по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедическое образование».

Для освоения данной дисциплины магистранты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Актуальные проблемы специального дефектологического образования», «Сравнительная специальная педагогика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Современные логопедические технологии» для прохождения производственной практики, подготовки магистерской диссертации.

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

Универсальные компетенции

(УК)

 

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

Знать:

- методы применения рефлексивных методов в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития;

Уметь:

- определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения;

- демонстрировать интерес к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков с целью совершенствования своей деятельности;

Владеть:

- технологиями формулировки целей собственной деятельности, определения путей их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов;

- критическим   оцениванием эффективности

использования времени и других  ресурсов для совершенствования своей деятельности.

 

 

3.      Содержание дисциплины

Методические основы деонтологии в образовании лиц с ОВЗ. Социокультурная сущность деонтологии дефектолога. Профессиональный долг как базовая категория в системе категорий деонтологии. Принципы педагогической деонтологии.

Исторический обзор учений о деонтологии. Кодекс профессионального поведения. Социокультурная обусловленность развития деонтологии и формирования норм профессионального поведения.

Деонтология дефектолога как отражение ценностей социальной структуры. Традиционные и современные образовательные парадигмы. Деонтологические ценности и отношения.

Профессионально значимые качества дефектолога. Структура профессионально-значимых качеств дефектолога.

Этико-деонтологические нормы профессионального поведения дефектолога. Кодекс норм поведения. Профессиональный стандарт дефектолога.

Взаимодействие между личностью и профессией дефектолога. Деонтологические конфликты. Противопоказания к профессиональной деятельности дефектолога.

 

4.      Тематический план

 

п/п

Разделы и темы

Все-го часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

семинары

Практичес-кие занятия

лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

Предмет, задачи, основные категории курса.

17

2

-

1

-

14

2

Исторический обзор учений о деонтологии.

15

-

-

1

-

14

3

Ценности и цели образования лиц с ОВЗ.

15

 

-

1

-

14

4

Профессионально значимые качества дефектолога.

15

-

-

1

-

14

5

Нормы профессионального поведения дефектолога.

15

-

-

1

-

14

6

Взаимодействие между личностью и профессией дефектолога.

27

4

-

1

-

22

 

Зачет

4

-

-

-

-

-

 

Итого

108

6

-

6

-

96

 

 

5.      Виды учебной деятельности

Занятия лекционного типа

Лекция 1. Предмет, задачи, основные категории курса.

 Данный курс  как самостоятельный раздел педагогической деонтологии, в котором рассматриваются проблемы профессионального долга, нормы и принципы профессионального поведения и профессиональной деятельности дефектолога. Методологические основы деонтологии в образовании лиц с ОВЗ. Актуальность гуманистических и личностно-ориентированных подходов в современном образовании лиц с ОВЗ. Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками. Социокультурная сущность педагогической деонтологии. Объект, предмет, цель, задачи и методы деонтологии в образовании лиц с ОВЗ. Профессиональный долг как базовая категория в системе категорий деонтологии: личность и ее развитие, воспитание, образование, обучение, коррекция, компенсация, социальная адаптация, педагогический процесс в педагогических системах образования лиц с ОВЗ, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, мораль, нравственность. Принципы педагогической деонтологии.

Лекция 2. Взаимодействие между личностью и профессией дефектолога.

Понятие о социономических профессиях. Определение «педагогического взаимодействия», профессиональные позиции и стили педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие дефектолога с обществом, с воспитанниками, с их семьями, с коллегами и с другими специалистами, с самим собой. Убеждающее воздействие. Виды взаимодействия между личностью и профессией. Деонтологические конфликты. Факторы риска профессионального самовыгорания. Пути предупреждения и преодоления эмоционально-психологического стресса. Противопоказания к профессиональной деятельности дефектолога. Сущность профессионального саморазвития. Я-концепция педагога.

 

Занятия семинарского типа (практические занятия)

Занятие 1. Ценности и цели образования лиц с ОВЗ.

Вопросы для обсуждения

1. Система профессиональных ценностей специальной педагогики.

2. Качества педагога как профессиональная ценность.

3. Структура профессионально значимых качеств.

4. Требования к профессионально значимым качествам.

5. Проблема педагогического такта.

6. Проблема самооценки и самосовершенствования профессиональных качеств.

 

Занятие 2. Профессионально значимые качества дефектолога.

Вопросы для обсуждения

1. Теоретическое и экспериментальное определение профессионально значимых качеств дефектолога.

2. Проблема педагогического такта в современных условиях образования.

3. Самоэффективность в процессе решения жизненных задач (образовательных, профессиональных).

 

Занятие 3. Нормы профессионального поведения дефектолога.

Вопросы для обсуждения

1. Социокультурные нормы профессионального поведения педагога. 

2. Правовые нормы профессионального поведения педагога.

3. Нравственные нормы профессионального поведения педагога.

4. Терминологические нормы профессионального поведения педагога. 

5. Предметные нормы профессионального поведения педагога.

6. Коммуникативные нормы профессионального поведения педагога. 

7. Профессиональный стандарт педагога.

 

Занятие 4. Нормы профессионального поведения и профессиональный кодекс педагога.

Вопросы для обсуждения

1. Классификация норм профессионального поведения.

2. Виды профессиональных кодексов поведения и их цели.

3. Проблемы внедрения Профессионального стандарта педагога в отечественном образовании.

 

Занятие 5. Педагогические взаимодействия и деонтологические конфликты в работе дефектолога.

Вопросы для обсуждения

1. Социономические профессии: кому они подходят?

2. Стили и направления педагогического взаимодействия.

3. Убеждающее воздействие как конструктивный способ решения деонтологически ориентированной ситуации.

 4. Сущность и условия продуктивного взаимодействия «Я и профессия».

 

Самостоятельная работа

Примерные вопросы для контроля и самоконтроля

Раздел 1. Предмет, задачи, основные категории курса «Деонтология в специальном образовании».

1. Дайте определение деонтологии.

2. Дайте определение педагогической деонтологии.

3. Назовите методологические основы деонтологии в специальном образовании. 

4. Назовите основные подходы в современном образовании лиц с ОВЗ. 

5. Перечислите науки, взаимосвязанные с педагогической деонтологией. 

6. Раскройте социокультурную сущность педагогической деонтологии. 

7. Определите объект, предмет, цель, задачи и методы деонтологии в специальном образовании.

8. Какая категория является базовой в системе категорий деонтологии в специальном образовании.

9. Дайте определение профессионального долга.

10. Перечислите основные категории деонтологии в специальном образовании. 

11. Раскройте принципы деонтологии в специальном образовании.

Раздел 2. Исторический обзор учений о деонтологии.

1. Раскройте генезис понятия «деонтология». 

2. Перечислите современные виды и направления развития деонтологии. 

3. Покажите роль медицинской деонтологии в становлении деонтологии в специальном образовании. 

4. Назовите этапы развития деонтологии и дайте их характеристику.

5. Покажите взаимосвязь развития деонтологии с формированием отношения общества к людям с ОВЗ. 

6. Назовите виды кодексов профессионального поведения. 

7. Дайте классификацию норм профессионального поведения.

Раздел 3. Ценности и цели образования лиц с ОВЗ.

1. Определите базовые ценности современной социальной структуры. 

2. Приведите примеры общечеловеческих, социокультурных, профессиональных и индивидуальных ценностей. 

3. Обоснуйте, почему образование является общечеловеческой ценностью. 

4. Дайте характеристику современных образовательных парадигм. 

5. Назовите профессиональные ценности дефектолога. 

6. Покажите роль самообразования в развитии человека.

7. Дайте характеристику современного образования лиц с ОВЗ. 

8. Раскройте гуманистическую направленность системы деонтологических ценностей дефектолога. 

9. Какие ценности можно назвать базовыми для дефектолога.

10. Дайте определения понятий «милосердие» и «профессионализм».

Раздел 4. Профессионально значимые качества дефектолога.

1. Определите профессионально значимые качества педагога. 

2. Обоснуйте, почему качества педагога являются педагогической ценностью. 

3. Назовите типы личности педагога и дайте их характеристику.

4. Раскройте структуру профессионально значимых качеств. 

5. Назовите требования к профессиональным качествам дефектолога. 

6. Дайте определение понятия «педагогический такт». 

7. Расскажите о способах оценки профессиональных качеств. 

8. Дайте определение понятия «профессиография». 

9. Приведите примеры исследований профессиональных качеств работника.

Раздел 5. Нормы профессионального поведения дефектолога.

1. Дайте понятие «профессиональные компетенции».

2. Назовите профессиональные компетенции дефектолога. 

3. Раскройте систему норм профессионального поведения. 

4. Назовите социокультурные нормы профессионального поведения.

5. Назовите правовые нормы профессионального поведения.

6. Приведите примеры нравственных норм профессионального поведения.

7. Приведите примеры терминологических норм профессионального поведения.

8. Назовите предметные нормы профессионального поведения. 

9. Назовите коммуникативные нормы профессионального поведения. 

10. Дайте классификацию кодексов норм поведения. 

11. Дайте определение понятия «профессиональный стандарт».

12. Раскройте содержание профессионального стандарта педагога.

Раздел 6. Взаимодействие между личностью и профессией дефектолога.

1. Дайте определение понятия «социономические профессии». 

2. Дайте определение понятия «педагогическое взаимодействие».

3. Назовите стили педагогического взаимодействия. 

4. Перечислите направления профессионального взаимодействие дефектолога. 

5. Раскройте виды взаимодействия между личностью и профессией. 

6. Дайте определения понятий «деонтологический конфликт» и «деонтологически ориентированная ситуация».

7. Перечислите факторы риска профессионального выгорания. 

8. Назовите возможные пути предупреждения и преодоления эмоционально-психологического стресса. 

9. Назовите противопоказания к профессиональной деятельности дефектолога. 

10. Определите сущность профессионального саморазвития.

11. Раскройте, в чем заключается формирование «Яконцепции педагога».

 

Примерные темы рефератов и докладов

1. Выдающиеся педагоги-дефектологи.

2. Типы отношения к людям с ОВЗ в истории человечества.

3. Человек – Гражданин – Профессионал: механизм становления.

4. Диагностика профессиональных качеств личности.

5. Диагностика профессионального выгорания.

6. Педагогическая карьера и нормы профессионального поведения.

7. Пути решения педагогических конфликтов.

8. Правовые основы профессионального поведения дефектолога.

9. Нравственные нормы профессионального поведения педагога.

10. Профессиональная культура поведения педагога.

 

Примерные темы проверочных работ

1. Профессиональная культура поведения педагога.

2. Нравственные нормы профессионального поведения педагога.

3. Терминологический аппарат курса «Деонтология в специальном образовании».

4. Правовые нормы профессионального поведения педагога.

5. Профессиональные качества дефектолога.

6. Эволюция отношения государства и общества к людям с ОВЗ.

7. Современные тенденции развития образования лиц с ОВЗ.

 

Практические задания для самостоятельной работы

 1. Подготовить анализ биографии известного педагога, выделив профессиональное поведение педагога в типичных и сложных ситуациях профессиональной деятельности и качества, которые проявлялись в этих ситуациях. 

2. Написать сочинение-эссе на одну из тем: «Моя педагогическая династия», «Почему я выбрал профессию специального педагога», «Я в профессии специального педагога», «Мой первый опыт в специальной педагогике», «Моя первая практика» и т.д., выделив качества, важные для будущей работы.

3. Заполнить психологические вопросники «Ваша доминирующая стратегия психологической защиты в общении с партнерами» (В.В. Бойко) и «Опросник выявления коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко). Самостоятельно подумайте, какие выявленные качества Вам помогут в профессиональной деятельности, а какие качества Вам хотелось бы в себе изменить.

4. Познакомиться с содержанием следующих нормативных документов и законодательных актов:

- Декларация прав человека (1948 г.);

- Декларация о правах инвалидов (1975 г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Саламанская декларация (1994 г.);

- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);

- Конституция Российской Федерации;

 - Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

- Профессиональный стандарт педагога (2014).

5. Проанализировать содержание Профессионального стандарта педагога.

6. Проанализировать содержание «Кодекса чести работников и обучающихся Уральского государственного педагогического университета». 

7. Подготовить библиографию по проблеме предупреждения и преодоления эмоционально-психологического стресса и профессионального выгорания (не менее 10 источников).

8. Подобрать на основе обзора периодической печати не менее трех примеров профессиональных ситуаций, характеризующихся наличием конфликта деонтологического характера. Проанализировать их, предложить пути решения.

 

 

 


6.      Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)

 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

 

       Оценка качества освоения дисциплины включает текущую и промежуточную аттестацию студентов.

       Текущий контроль качества освоения знаний осуществляется в форме периодического опроса, проверки конспектов, в форме устных выступлений, обсуждения дискуссионных проблем.

       При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов при устном опросе учитывается выполнение ими индивидуальных, написание докладов.

       Письменные задания имеют важное значение в формировании будущего профессионала. Это средство изучения учебной дисциплины, повышающее теоретический и методологический уровень профессиональных знаний.

       Выполнение письменных заданий поможет поэтапно включиться в учебно-исследовательскую деятельность, а затем в научно-исследовательскую работу, которая способствует формированию творческих качеств и творческого отношения к профессии.

       Текущий контроль осуществляется в форме подготовки, докладов, проектов, сценариев по темам курса. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на зачетном занятии, а также может быть использовано индивидуальное собеседование преподавателя по выбранной теме.

 

Требования к написанию доклада

При разработке доклада используется не менее 3-6 источников.

Доклад должен соответствовать заявленной теме;

учитывается глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, оформление работы.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.

Академический стиль – это особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

   Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.

Информация в докладе должна быть подобрана и изложена таким образом, чтобы студент мог продемонстрировать (а преподаватель оценить) умение анализировать и сопоставлять педагогические теории, факты, мнения.

Оценка за доклад складывается из оценки преподавателя и оценки аудитории (групповой оценки).

Примерные критерии оценивания:

- содержание (степень соответствия теме, полнота изложения, наличие анализа, использование нескольких источников и т.д.);

- качество изложения материала (понятность, качество речи, взаимодействие с аудиторией и т.д.);

- наглядность (использование технических средств, материалов сети Интернет).

Выполнение доклада оценивается по системе «зачтено/не зачтено».

 

Отметка «не зачтено» ставится если:

- выбранная тема раскрыта поверхностно, большая часть предлагаемых элементов плана доклада отсутствует;

- качество изложения низкое;

- наглядные материалы отсутствуют.

 

Требования к презентациям

Подготовка презентации в MicrosoftPowerPoint

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

·                           Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;

·                           Копируемость– с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;

·                           Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoftPowerPoint

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела

 

2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

 Макс. 3 балла

- соответствие основных идей  целям и задачам;

-  актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

 - достоверность  информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла

 

 - графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

 - диаграммы и графики;

 - экспертные оценки;

 - ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла

 

 - хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

 - структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

 - от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла

 

- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

 Макс. 3 балла

 - шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

 - грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании  и опечатки

Оценивание презентации

Презентация оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 

Тест

 

1.     Этика как наука существует:

а)          более 20 веков;

б)          более 10 веков;

в)          с конца 18 века;

г)          с IV века до нашей эры.

 

2.     Этика — это наука:

а)          которая изучает добродетели;

б)          об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей

в)          о морали, нравственности;

г)          о нравах, обычаях.

 

3.     Мораль — это:

а)          общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;

б)          форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;

в)          общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;

г)          правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

 

4.     Социальные нормы — это:

а)          общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;

б)          форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;

в)          общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;

г)          правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

 

5.     Ритуалы — это:

а)          правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

б)          общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

в)          правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

г)          наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

 

6.     Традиции — это:

а)          правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

б)          представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

в)          духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.

г)          наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

 

7.     Права — это:

а)          представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

б)          правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

в)          духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.

г)          наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

 

8.     Религия — это:

а)          духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.

б)          передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;

в)          правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

г)          наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

 

9.                       Нормы общественных организаций — представляют собой:

а)          наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

б)          правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

в)          правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

г)          общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

 

10.  Основателем этики признаётся:

а)          Платон (428-328 до н.э.)

б)          великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).

в)          Аристотель (384-322 до н.э.),

г)          Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

 

11.  Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения науки, которая изучает добродетели:

а)          Платон (428-328 до н.э.)

б)          великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).

в)          Аристотель (384-322 до н.э.),

г)          Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

 

12.  В истории развития этики как науки можно выделить:

а)          3 этапа: античная этика,  средневековая этика, современная этика.

б)          2 этапа: античная этика, современная этика.

в)          5 этапов: предэтика, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.

г)          4 этапа: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.

 

14.  Автор термина «Мораль»:

а)          Гомер;

б)          Тацит;

в)          Цицерон.

 

15.  Нравственность - термин:

а)          французский;

б)          китайский;

в)          русский.

 

16.  «Домострой» - памятник этической мысли:

а)          Древней Греции;

б)          Индии;

в)          России.

 

17.  «Любовь к ближнему» - моральная норма этики:

а)          античной;

б)          конфуцианской;

в)          христианской.

 

18.  Этический утилитаризм - это этика:

а)          феодальных экономических отношений;

б)          рабовладельческих рыночных отношений;

в)          буржуазных рыночных отношений.

 

19.  Эвдемонизм - это:

а)          долг;

б)          красота;

в)          счастье.

 

20.  Гедонизм - это:

а)          аскетизм;

б)          чувственное наслаждение.

в)          патриотизм;

 

21.  Логос - это закон:

а)          Римской империи;

б)          Российской империи;

в)          Космоса.

 

22.  Аскетизм - это:

а)          отказ от чувственно-физических наслаждений;

б)          печаль;

в)          развлечение;

 

23.  Понятие «греха» впервые сформулировано:

а)          Платоном;

б)          Аристотелем;

в)          Фомой Аквинским.

 

24.  «Деонтология» - это:

а)          учение о правилах поведения;

б)          учение об общественных нравах и обычаях;

в)          учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.

г)          профессиональная этика.

 

25.  «Категорический императив» встречается в учении:

а)          Маркса;

б)          Гегеля;

в)          Канта.

 

26.  Религиозное начало преобладало в этике:

а)          античности;

б)          Нового времени;

в)          Средних веков.

 

27.  Рационализм - отличительная черта этики:

а)          протестантизма.

б)          язычества;

в)          православия;

 

28.  Этикет - это:

а)          религиозное учение;

б)          памятник древней этической мысли;

в)          культура поведения.

 

29.  Этику к «практической философии» относил:

а)          Аристотель.

б)          Гегель;

в)          Маркс;

 

30.  Эмотивизм - это направление в этике:

а)          марксизма;

б)          экзистенциализма;

в)          неопозитивизма.

 

31.  «Научить человека быть счастливым» - это точка зрения:

а)          разумного эгоизма;

б)          гедонизма;

в)          эвдемонизма.

 

32.  Эмотивизм это направление в этике:

а)          марксизма;

б)          экзистенциализма;

в)          неопозитивизма.

 

33.  «Человек должен быть свободным» считает этика:

а)          этического утилитаризма;

б)          экзистенциализма;

в)          неотомизма

 

34.  Добро и зло —  это:

а)          самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

б)          нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

в)          наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

 

35.   В этике справедливость — категория,

а)          означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло;

б)          специфически моральная категория;

в)          специфически правовая категория.

 

36.   Долг представляет собой:

а)          нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

б)          самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

в)          категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

 

37.   Совесть — это:

а)          самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

б)          нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

в)          категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

г)          обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия

 

38.   Ответственность — это:

а)          выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

б)          нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

в)          категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

г)          обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

 

39.   Достоинство — это:

а)          категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

б)          категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

в)          мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

г)          выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

 

40.   Репутация— это:

а)          самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

б)          нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

в)          мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

г)          выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

   

Критерии оценивания теста

«5» - правильно решено 40 вопросов;

«4» - правильно решено 27-39 вопросов;

«3» - правильно решено 13-26 вопросов;

«2» - правильно решено менее 13 вопросов.

 

Критерии выставления зачета

 

Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной и качественной работы на практических занятиях. При необходимости дополнительной проверки знаний студентов проводится письменная работа по темам, по которым у обучающихся имеются задолженности.

 

7.      Перечень основной и дополнительной учебной литературы

7.1. Основная литература

 

1. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. М.: Юрайт, 2019. 162 с. 

Режим доступа: https://urait.ru/book/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-polikulturnaya-i-informacionnaya-kompetentnost-441924

 

7.2. Дополнительная литература

 

1. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2014. 336 с.

2. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, М.И. Рожков, А.П. Чернявская; отв. ред. Л. В. Байбородова. М.: Юрайт, 2018. 192 с. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009.  

4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / [Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2009. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/6/0447/6_0447-1.shtml

5. Филатова И.А. Деонтология в специальной педагогике: теоретико-методологические основания исследования деонтологической подготовки педагогических кадров: монография; Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. 177 с.

6. Филатова И.А. Модель деонтологической подготовки педагогических кадров для специальных (коррекционных) учреждений: монография. Урал.гос. пед. ун-т. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 280 с.  

7. Филатова И.А. Ценности специального педагога как основа формирования готовности к профессиональной деятельности // Специальное образование. 2010. № 4. С. 43–49.

8. Филатова И.А. Историографический анализ становления деонтологии / И. А. Филатова // Педагогическое образование в России. 2011. №. 2. С. 103–109.

9. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения: (пособие для студентов и педагогов). М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.   Международные нормативные акты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/classification/icf.

2.   Дефектолог (информация о детях, имеющих особенности развития, тесты, статьи, консультации). Режим доступа: http: www.defektolog.ru

3.   Мир психологии (новости психологии, психологические тесты, книги). Режим доступа: http: www.psychology.net.ru

4.   Центр детской нейропсихологии (психологическая помощь детям с трудностями обучения, статьи, консультации). Режим доступа: http: www.children-psy.ru

5.   Издательство «Юрайт». Режим доступа:  https://urait.ru

6.   Научная библиотека «ELIBRARY». Режим доступа:  http://elibrary.ru

7.   East view information services. Режим доступа: http://ebiblioteka.ru

8.  Издательский дом «Гребенников». Режим доступа:  http://grebennikon.ru

9.   Общероссийский  проект «Школа цифрового века». Режим доступа: http://digital.1september.ru

10.  ИС Экбсон. Режим доступа: http://www.vlibrary.ru/

11.  Обзор СМИ. Режим доступа:  http://polpred.com/news/

12.  Университетская информационная система «Россия». Режим доступа:   http://uisrussia.msu.ru

13.    Компания «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru

14.    Библиотека диссертаций. Режим доступа: http://diss.rsl.ru

15.    Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа:  http://cyberleninka.ru

16.    Каталог книг библиотеки. Режим доступа: http://www.pedlib.ru

17.    Дефектология (книги). Режим доступа: http://www.livelib.ru

18.    Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии. Режим доступа: http://childrens-needs.com/katalog

 

8. Материально-техническая обеспечение

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,  текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 305

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп.

Экран переносной напольный м(1 шт.).

 

Учебная аудитория для самостоятельной работы 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет,  (читальный зал) библиотека СмолГУ

Компьютерное оборудование  (компьютер, монитор) - 12 шт.

 

9. Программное обеспечение

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66920993 от 24.05.2016

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66975477 от 03.06.2016