Контакты:

 Место практики в структуре ОП

Б2.О.03(П) «Педагогическая практика»   является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в  обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03   «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».

                 Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ»,  «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).

Прохождение учебной ознакомительной  практики является необходимой основой для последующего изучения  ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта»,  «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний»  и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).

 

Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики  ОП ВО)

ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации;

- законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов;

- федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов;

Уметь:

- применять основные нормативные

правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ;

- соблюдать нормы профессиональной этики;

Владеть:

- умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности.

ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

 

Знать:

- содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП;

- особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов;

- структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов;

- требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП;

Уметь:         

- учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ;

- проектировать отдельные структурные компоненты АООП;

- разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП;

Владеть:

- умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- технологией разработки и реализации разных компонентов АООП;

- технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.

ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной

деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

Знать:

- особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления;

- содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ;

- специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;

Уметь:

- проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ;

- анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов;

- планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы

с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

Владеть:

- способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала.

ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей

Знать:

- общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ;

- содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (принятия, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития;

Уметь:

- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей;

Владеть:

- методами духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей развития.

ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении

Знать:

- методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;

- специальные   технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ;

Уметь:

- применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития;

- объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины;

- формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы;

Владеть:

- методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;

- умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения.

ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в  профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

Знать:

- возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ;

- психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ;

- технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;

Уметь:

- использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы;

- применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся;

- использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса.

Владеть:

- умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

- технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ.

ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений

Знать:

- педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений;

- требования к субъектам образовательных отношений;

- особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды  учреждения;

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами);

- отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе.

ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

Знать:

- историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

- теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;

- результаты научных исследований в сфере

психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Уметь:

- использовать современные специальные научные      знания    и     результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Владеть:

- системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности;

- методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ.

ПК-2 Способен проектировать и реализовывать

коррекционно-развивающий         и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и

современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи

нать:      

- структуру и содержание АООП  общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;

- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;

- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего        и реабилитационного процессов, его специфику;

- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации       лиц с нарушениями речи совместно со            специалистами реабилитационной команды;

Владеть:

- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами;

- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.

ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса

Знать:

- характеристику возрастных этапов психического развития при            разных            видах дизонтогенеза;

- принципы, содержание,   методы    и организацию психолого-педагогической

диагностики   обучающихся   с нарушениями речи;

- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;

- применять разные методы проведения обследования;

- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;

- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;

- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять     и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;

- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации           лиц с нарушениями речи;

- взаимодействовать с членами реабилитационной команды,            социальной, психологической       и медицинской и другими      службами       по вопросам комплексной реабилитации в интересах

реабилитанта;

Владеть:

- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;

- методами   диагностики   и     оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;

- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;

- умением сформулировать                       рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;

- навыками проведения семейного консультирования, направленного            на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;

- методами и технологиями       психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки,    и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;

- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.

 

 Тип практики

Тип производственной практики – педагогическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций  здравоохранения.