Контакты:
-
Николай МаксуновУчитель
Целью освоения дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» являются формирование у студентов целостного представления о социальной квалиметрии и стандартизации социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения, изучение основ социальной квалиметрии как научной дисциплины об измерении и количественной оценке эффективности социальных услуг и национальных и региональных стандартов социальных услуг, регламентирующих деятельность социальных служб и отдельных социальных работников и являющихся гарантом защиты прав клиентов и работников социальных служб в области социального обслуживания.
Содержание дисциплины
Тема 1. Квалиметрия. Общие понятия и термины.
Определение квалиметрии. Общие сведения о квалиметрии как отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценке качества любого вида человеческой деятельности. Управление качеством продукции. Сертификация.
Тема 2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина.
Предмет и содержание социальной квалиметрии как научной и учебной дисциплины. Онтология, философия, аксиология и праксиология качества социальной сферы. Социальный круговорот качества. Типы оценок системно-социальных качеств любых объектов и процессов социальной деятельности в социальном пространстве жизни. Методы оценки качества социальной политики, социальной защиты и социального обслуживания. Социальная ноосферная квалиметрия. Структура специальных социальных квалиметрий.
Тема 3. Стандартизация социальных услуг.
Стратегические цели развития национальной системы стандартизации социальных услуг. Нормативная правовая база развития стандартизации социального обслуживания в РФ. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 о развитии стандартизации. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" о разработке государственных стандартов социальных услуг. Федеральный Закон № 122 от 22.08. 2004 г. о перераспределении полномочий в области стандартизации социальных услуг. Региональные стандарты социальных услуг
Тема 4. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности социальных услуг.
Теоретические основы социальной квалиметрии в социальном образовании, социальной защите, социальном обслуживании, социальной медицине, системе пенитенциарных учреждений, культурно-досуговой сфере. Содержание предметной квалиметрии, применяемой в различных секторах социальной сферы. Понятие измерения качества социальной работы. Принципы оценивания в социальной сфере.
Тема 5. Организационно-управленческие основы контроля качества учреждений социального обслуживания.
Проблемы качества социальных услуг. Роль национальных стандартов в обеспечении качества социальных услуг. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52142-2003. «Качество социальных услуг». Общие положения. Региональные стандарты.
Комплексная система национальных и региональных стандартов, обеспечивающих контроль качества социальных услуг и социальных служб. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных услуг». Общие положения.
Региональные стандарты контроля качества.
Тема 6. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг.
Методология и методики оценки качества социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения.
Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности социальных услуг и деятельности социальных служб.