Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Б2.0.01(У) «Ознакомительная практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).
Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).
2. Планируемые результаты обучения
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
|
Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации; - законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов; - федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ; - законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов; Уметь: - применять основные нормативные правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ; - соблюдать нормы профессиональной этики; Владеть: - умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности. |
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
|
Знать: - содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; - особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов; - структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; - требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП; Уметь: - учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ; - проектировать отдельные структурные компоненты АООП; - разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП; Владеть: - умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; - технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП. |
ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями |
Знать: - особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления; - содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ; - специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей; Уметь: - проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; - анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов; - планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития; Владеть: - способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала. |
ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении |
Знать: - методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; - специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ; Уметь: - применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития; - объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины; - формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы; Владеть: - методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; - умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения. |
ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями |
Знать: - возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ; - психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ; - технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; Уметь: - использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы; - применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся; - использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса. Владеть: - умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ. |
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений |
Знать: - педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений; - требования к субъектам образовательных отношений; - особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения; Уметь: - взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами); - отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ; - планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения. Владеть: - технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе. |
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований |
Знать: - историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ; - теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; - результаты научных исследований в сфере психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Уметь: - использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Владеть: - системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности; - методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ. |
3. Тип практики
Тип учебной практики – ознакомительная. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения.
4. Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
Базой проведения учебной практики являются:
– образовательные учреждения;
– учреждения социального обслуживания;
– учреждения здравоохранения;
– психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры);
- кафедра специальной педагогики и психологии СмолГУ.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
– наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.
Учебная (ознакомительная) практика проводится на 1 курсе во 2 семестре.
5. Этапы прохождения практики
№ п/п |
Этапы практики |
Содержание этапа |
|
Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета. |
Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д. |
1. |
Организационный этап
|
Участие в установочной конференции и консультациях по практике. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей. Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с основными моделями организации логопедической помощи населению. Изучение и анализ всех видов деятельности логопеда (20 час.) |
2. |
Этап планирования |
Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание основных направлений работы логопеда в учреждении, определяться целями и задачами проводимого студентом исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик. Составление графика мероприятий, их методическое обеспечение (20 час.) |
3. |
Практический этап
|
Основные направления работы: 1) скрининг-диагностика; 2) дифференциальная диагностика; 3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. На данном этапе студент изучает и анализирует педагогическую и медицинскую документацию осуществляет комплексное психолого-педагогическое обследование детей, проводит динамическое наблюдение. формулирует заключение и составляет индивидуальный план коррекционно-педагогической деятельности с конкретным ребенком (60 час.) |
4. |
Аналитический этап |
Студент осуществляет качественно-количественный, статистический анализ результатов проведенного диагностического исследования, определяет и анализирует проблемные точки в конкретной ситуации, оценивает возможности их преодоления. На основе данных анализа может проводиться выбор средств и методов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с основными направлениями работы логопеда. В соответствии с выявленными в процессе анализа результатов исследования потребностями в психологической помощи корректируется план практики студента (10 час.) |
5. |
Подведение итогов. |
Проводится анализ результатов учебной практики, наиболее удавшихся форм работы; анализ собственной деятельности с указанием субъективных и объективных трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Результаты учебной практики обобщаются и оформляются в виде отчета. Предполагает участие в заключительной конференции по итогам практики (8 час.) |
|
Итого |
108 часов |
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по учебной практике осуществляется в форме зачета по итогам заключительной конференции после прохождения практики.
В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске. Защита проходит в форме доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.
Требования к содержанию портфолио практики
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.
Пакет документов (портфолио) учебной практики должен содержать:
1) Отчет о работе.
2) Оценочный лист.
3)Дневник учебной практики (Ознакомительной)
При оценке результатов практики используются
следующие методы:
1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).
3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).
4. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.
Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики
· знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
· возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;
· степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой практики;
· уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);
· уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации ;
· уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.
· соблюдения студентом трудовой дисциплины;
· состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.
«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса лиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.
«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1. Основная литература
1. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5
2. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634
3. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721
4. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5
5. Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570
7.2. Дополнительная литература
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011.
2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис-пресс, 2005
3. Архипова Е.В. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличем. М.,1989.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.
5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2009.
6. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2010.
8. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004.
10. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008.
11. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008.
12. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет М.: Издательство: ВЛАДОС, 2005.
13. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонением в развитии: метод.пособ. для педагога. М.: ПАРАДИГМА, 2010
14. Колобова Г. Д. Невропатология: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
15. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие . 4 е изд. СПб.: КОРОНА – Век, 2009.
16. Лалаева Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.: Владос, 2004.
17. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы Методическое пособие для учителей-логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003.
19. Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи. Изд-во: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, г. Москва, 2011
20. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи: Коррекция нарушений речи. Чиркина Г.В. М.: Просвещение, 2009.
21. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи М.: Издательский центр «Академия», 2007
22. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008.
23. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс, 2010.
24. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2010
25. Шафеева А.А. Логопедический массаж: методическое пособие / А.А. Шафеева. – М: В. Секачев: ИОИ, 2009.
26. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: «Академия», 2003.
27. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с.
. 7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
http://vk.com/logobiblioteka Логопедическая
библиотека
http://www.ckpp.spb.ru Центр креативной
педагогики и психологии
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру.
Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы
развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр,
рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в
форуме.
http://www.logoped.ru/ Логопед.
ru: Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции
речи детей и взрослых. Учебные и учебно-методические пособия для студентов и
логопедов- практиков. Большое количество методических материалов по различным
направлениям логопедической работы, учебно-методические пособия по психолингвистике.
http://www.osoboedetstvo.ru Сайт «Особое детство»
http://www.pedlib.ru/ Электронная библиотека
педагогической литературы
http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slova.. Громова О. Е. Путь к
первым словам и фразам.
8. Материально-техническое обеспечение
(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 313 Лаборатория логопедических технологий
Доска настенная магнитная одноэлементная – 1 шт.
Настенное зеркало -5 шт.
Жалюзи на зеркало – 5 шт.
Светильник для подсветки логопедического зеркала – 1шт.
Логопедический уголок – 1шт.
Настенный проекционный экран -1 шт.
Цветной телевизор Elenberg – 1шт.
DVD-плеер LG – 1шт.
Кушетка для массажа складная – 1шт.
9. Программное обеспечение
(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).
1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
Microsoft Office 2010 Russian.