1. Место практики в структуре ОП

Б2.0.01(У) «Ознакомительная практика»   является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в  обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03   «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».

                 Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ»,  «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).

Прохождение учебной ознакомительной  практики является необходимой основой для последующего изучения  ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта»,  «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний»  и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).

 

2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики  ОП ВО)

ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

 

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации;

- законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов;

- федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов;

Уметь:

- применять основные нормативные

правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ;

- соблюдать нормы профессиональной этики;

Владеть:

- умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности.

ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

 

Знать:

- содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП;

- особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов;

- структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов;

- требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП;

Уметь:         

- учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ;

- проектировать отдельные структурные компоненты АООП;

- разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП;

Владеть:

- умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- технологией разработки и реализации разных компонентов АООП;

- технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.

ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной

деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

Знать:

- особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления;

- содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ;

- специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;

Уметь:

- проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ;

- анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов;

- планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы

с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

Владеть:

- способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала.

ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении

Знать:

- методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;

- специальные   технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ;

Уметь:

- применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития;

- объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины;

- формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы;

Владеть:

- методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;

- умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения.

ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в  профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

Знать:

- возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ;

- психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ;

- технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;

Уметь:

- использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы;

- применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся;

- использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса.

Владеть:

- умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

- технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ.

ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений

Знать:

- педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений;

- требования к субъектам образовательных отношений;

- особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды  учреждения;

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами);

- отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе.

ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

Знать:

- историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

- теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;

- результаты научных исследований в сфере

психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Уметь:

- использовать современные специальные научные      знания    и     результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Владеть:

- системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности;

- методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ.

 

3. Тип практики

Тип учебной практики – ознакомительная. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций  здравоохранения. 

4. Место проведения практики

(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные  договоры).

Базой проведения учебной практики являются:

– образовательные учреждения;

– учреждения социального обслуживания;

– учреждения здравоохранения;

– психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры);

- кафедра специальной педагогики и психологии СмолГУ.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

–наличие в  образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;

– наличие и оснащение логопедического кабинета;

– уровень оснащенности учебной литературой;

–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

– наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Учебная (ознакомительная) практика проводится на 1 курсе во  2 семестре.

 

5. Этапы прохождения практики

№ п/п

Этапы практики

Содержание этапа

 

Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета.

Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д.

1.

Организационный этап

 

Участие в установочной конференции и консультациях по практике. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей. 

Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с основными моделями организации логопедической помощи населению. Изучение и анализ всех видов деятельности логопеда (20 час.)

2.

Этап планирования

Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание основных направлений работы логопеда в учреждении, определяться целями и задачами проводимого студентом исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик. Составление графика мероприятий, их методическое обеспечение (20 час.)

3.

Практический этап

 

Основные направления работы:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

     На данном этапе студент изучает и анализирует педагогическую и медицинскую документацию осуществляет комплексное психолого-педагогическое обследование детей, проводит динамическое наблюдение.  формулирует заключение и составляет индивидуальный план коррекционно-педагогической деятельности с конкретным ребенком (60 час.)

4.

Аналитический этап

Студент осуществляет качественно-количественный, статистический анализ результатов проведенного диагностического исследования, определяет и анализирует проблемные точки в конкретной ситуации, оценивает возможности их преодоления. На основе данных анализа может проводиться выбор средств и методов психолого-педагогического  сопровождения в соответствии с основными направлениями работы логопеда. В соответствии с выявленными в процессе анализа результатов исследования потребностями в психологической помощи корректируется план практики студента (10 час.)

5.

Подведение итогов.

Проводится анализ результатов учебной  практики, наиболее удавшихся форм работы; анализ собственной деятельности с указанием субъективных и объективных трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Результаты учебной  практики обобщаются и оформляются в виде отчета. Предполагает участие в заключительной конференции по итогам практики (8 час.)

 

Итого

108  часов

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 

Промежуточная аттестация  по учебной практике осуществляется в форме зачета  по итогам заключительной конференции после прохождения практики.

В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично  защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске.  Защита проходит в форме  доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент  должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.

 

Требования к  содержанию портфолио практики

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов  (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.

Пакет документов  (портфолио) учебной  практики должен содержать:

 

1)       Отчет о работе.

2)       Оценочный лист.

3)Дневник учебной практики (Ознакомительной)

 При оценке результатов практики используются

следующие методы:

1.    Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для  воспитателей, учителей, родителей и т.д.).

2.    Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).

3.    Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).

4.    Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.

 

Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики

·         знание научной и методической литературы по проблемам логопе­дии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрело­сти» студента;

·         возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смеж­ным дис­циплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформиро­ванности профессионально-педагогических умений, яв­ляющихся базой для ов­ладения специальностью логопеда;

·         степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обо­зна­ченных программой практики;

·         уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);

·         уровень сформированности умений и навыков работы по организации, плани­рованию и прове­дению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консульта­тивно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления до­кументации ;

·         уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.

·         соблюдения студентом трудовой дисциплины;

·         состояния документации по практике – наличия отражения решения всех за­дач практики, своевременности ее оформле­ния и предоставления на кафедру.

 «Зачтено»  ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса лиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

 

«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности  в процессе логопедического воздействия.

7. Перечень основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература

 

1.      Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.  - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5

2.      Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634

3.      Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с.  - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721

4.      Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.  - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5

5.      Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570

7.2. Дополнительная литература

1.    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2.    Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис-пресс, 2005

3.    Архипова Е.В. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличем. М.,1989.

4.    Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

5.    Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия.  М.: Владос,  2009.

6.    Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.  М.: ТЦ Сфера, 2010.

7.    Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2010.

8.    Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

9.    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004.

10.  Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. НикольскаяЕ.Р. БаенскаяМ.М. Либлинг.– 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008.

11.  Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши.  М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008.

12.  Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет М.: Издательство: ВЛАДОС, 2005.

13.  Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонением в развитии: метод.пособ. для педагога.  М.: ПАРАДИГМА, 2010

14.  Колобова Г. Д. Невропатология: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2008.

15.  Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие . 4 е изд.  СПб.: КОРОНА – Век,  2009.

16.  Лалаева Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.: Владос, 2004.

17.  Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы Методическое пособие для учителей-логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

18.  Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.  3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003.

19.  Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи. Изд-во: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, г. Москва, 2011

20.  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи: Коррекция нарушений речи. Чиркина Г.В.  М.: Просвещение, 2009.

21.  Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи М.: Издательский центр «Академия», 2007

22.  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд.  М.: Генезис, 2008.

23.  Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс, 2010.

24.  Хомская Е.Д. Нейропсихология.  СПб.: Питер, 2010

25.  Шафеева А.А. Логопедический массаж: методическое пособие / А.А. Шафеева. – М: В. Секачев: ИОИ, 2009.

26.  Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: «Академия», 2003.

27.  Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., Изд-во «Дидактика Плюс»,  2001. 272 с.

.   7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://vk.com/logobiblioteka Логопедическая библиотека
http://www.ckpp.spb.ru Центр креативной педагогики и психологии
http://www.defectolog.ru/  Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.logoped.ru/ Логопед. ru: Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков. Большое количество методических материалов по различным направлениям логопедической работы, учебно-методические пособия по психолингвистике.
http://www.osoboedetstvo.ru Сайт «Особое детство»
http://www.pedlib.ru/  Электронная библиотека педагогической литературы
http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slova.. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.

 

8. Материально-техническое обеспечение

(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 313 Лаборатория логопедических технологий

Доска настенная магнитная одноэлементная – 1 шт.

Настенное зеркало  -5 шт.

Жалюзи на зеркало – 5 шт.

Светильник для подсветки логопедического зеркала – 1шт.

Логопедический уголок – 1шт.

Настенный проекционный экран -1 шт.

Цветной телевизор Elenberg – 1шт.

DVD-плеер LG – 1шт.

Кушетка для массажа складная – 1шт.

 

9. Программное обеспечение

(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).

 

1.      Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

2.      Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

Microsoft Windows Professional 7 Russian;

Microsoft Office 2010 Russian.