Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Б2.О.02(У) «Технологическая (проектно-технологическая) практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Управление проектами», «Современные информационно коммуникационные технологии в научных исследованиях» «Инновационные технологии в образовании»), а также дисциплин, относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений («Современные логопедические технологии», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний»).
Прохождение учебной технологической (проектно-технологической) практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин: «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», и прохождения практик всех видов (производственной и научно-исследовательской), а также для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы магистранта.
2. Планируемые результаты обучения
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
Знать: - способы выявления проблемных ситуаций в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов; Уметь: - находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации; - рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски; Владеть: - способами грамотного, логичного, аргументированного формулирования собственных суждений и оценок; - способами предложения стратегий действий; - способами определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации. |
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
нать: - технологии эффективного использования стратегий сотрудничества для достижения поставленной цели; - технологии определения роли каждого участника в команде; Уметь: - устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели; - демонстрировать понимание результатов (последствий) личных действий и планировать последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролировать их выполнение; Владеть: - способами учитывания в совместной деятельности особенностей поведения и общения разных людей; - способами эффективного взаимодействия с членами команды, в т.ч. участие в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды; - способами соблюдения этических норм взаимодействия. |
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
Знать: - методы применения рефлексивных методов в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития; Уметь: - определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения; - демонстрировать интерес к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков с целью совершенствования своей деятельности; Владеть: - технологиями формулировки целей собственной деятельности, определения путей их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов; - критическим оцениванием эффективности использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности. |
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
|
Знать: - содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; - особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов; - структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; - требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП; Уметь: - учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ; - проектировать отдельные структурные компоненты АООП; - разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП; Владеть: - умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; - технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП. |
ПК-1 Способен проектировать и провести научное исследование проблемы в профессиональной области с использованием современных методов исследования, подготовить и представить квалификационную работу |
Знать: - методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; - способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; - требования к написанию и оформлению научных текстов; Уметь: - проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; - определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; - планировать и проводить экспериментальное исследование; - использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; - оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; - использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; - создавать и оформлять научный текст. Владеть: - умением проектировать программу исследования научной проблемы; - методами проведения экспериментального исследования; - способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; - умением создавать и оформлять связный научный текст. |
ПК-4 Способен создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса |
Знать: - особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; - содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи; Уметь: - анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; - разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; - оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; - разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации; Владеть: - умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи. |
6. Критерии оценивания результатов освоения практики
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
1. Список детей с нарушениями речи, зачисленных на логопедические занятия.
2. Речевая карта и карта психолого-педагогического обследования обучающегося.
3. Индивидуальная коррекционная программа развития на обследованного ребенка.
4. Адаптированная образовательная программа, составленная на ребенка с ТНР.
5. Педагогический проект образовательно-воспитательной направленности .
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по учебной практике осуществляется в форме зачета по итогам заключительной конференции после прохождения практики.
В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске. Защита проходит в форме доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.
Требования к содержанию портфолио практики
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.
Пакет документов (портфолио) учебной практики должен содержать:
1. Отчет об учебной практике.
2. Оценочный лист.
3. Дневник учебной практики.
При оценке результатов практики используются следующие методы:
1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).
3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).
4. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.
Критерии выставления зачета по итогам практики
· знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
· возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;
· степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой практики;
· уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);
· уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации ;
· уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.
· соблюдения студентом трудовой дисциплины;
· состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.
«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процессалиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.
«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1. Основная литература
1. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5
2. Каратаева Н.А.Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования: учебное пособие для вузов/ Н.А. Каратаева, О. В. Крежевских.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 118 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/456778
3. Лапп Е.А.Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для вузов / Е А.Лапп, Е.В.Шипилова.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 147с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-08411-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/453368
4. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721
5. Прищепова И. В.Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5
6. Фуряева Т. В.Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570
7.2. Дополнительная литература
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.
3. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации. ФГОС ДО / Афонькина Ю.А.,Себрукович З.Ф.,Бороздина О.В.,Дубина Е.В.,Светлова Е.Н.,Шемякина И.Н. Волгоград: Изд-во Учитель, 2019. 255 с.
4. Баландина Е.А., Басаргина Л.В. Проектирование образовательной программы Волгоград: Изд-во Учитель, 2013, 60 с.
5. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. 119 с.
7. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2013.
8. Ельцова О.М. Проектирование основной образовательной программы на основе программы Н.В. Нищевой. ФГОС. СПб: Детство-Пресс, 2016. 256 с.
9. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой.- М.:Мозаика-Синтез, 2011.144с
10. .Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой . М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
11. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели.Анализ / М.А. Кунаш.- Волгоград: Учитель, 2015.
12. Микляева Н.В.,Кудравец О.Н,Лагуненок В.Л., Гринева М.С. Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада М.: Аркти, 2017. 224с.
13. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб.: Детство-Пресс, 2015.240 с.
14. Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях: Метод. рек. / Отв. Ред. С.А. Алехина.- М.:МГППУ, 2012.
15. Положение о
психолого-медико-педагогической комиссии
(утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 20
сентября 2013 г. N 1082).
16. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, и др.; Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. СПб, 2014. 386 с.
17. Примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Вариант 5.2. 1 класс. 1 дополнительный класс.М.: Просвещение, 2018. 736 с..
18. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 2018. 200с.
19. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Метод. рекомендации для учителя начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
21. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
22. Яковлева Г.В., Сваталова Т.А. и др. ФГОС ДО: Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ: методические рекомендации руководителям ДОУ. Челябинск, 2014. 125 с.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.
eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".
dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.
http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци
8. Материально-техническое обеспечение
(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
9. Программное обеспечение
(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).
1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
Microsoft Office 2010 Russian.