1. Место практики в структуре ОП

Б2.О.02(У) «Технологическая (проектно-технологическая) практика»   является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в  обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03   «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».

                 Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Управление проектами»,  «Современные информационно коммуникационные технологии в научных исследованиях» «Инновационные технологии в образовании»), а также дисциплин, относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений («Современные логопедические технологии», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний»).

Прохождение учебной технологической (проектно-технологической) практики   является необходимой основой для последующего изучения  ряда дисциплин: «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта»,  «Проектирование образовательных программ»,   и прохождения практик всех видов (производственной и научно-исследовательской), а также для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы магистранта.

 

2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики  ОП ВО)

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций  на  основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Знать:

- способы выявления проблемных ситуаций в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов;

Уметь:

- находить, критически анализировать           и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации;

- рассматривать различные варианты                   решения

проблемной   ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски;

Владеть:

- способами грамотного, логичного, аргументированного формулирования собственных суждений и оценок;

- способами предложения стратегий действий;

- способами определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации.

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

нать:

- технологии эффективного использования стратегий сотрудничества для достижения поставленной           цели;

- технологии определения роли каждого участника в команде;

Уметь:

- устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели;

- демонстрировать понимание результатов (последствий) личных действий и планировать последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролировать их выполнение;

Владеть:

- способами учитывания в совместной деятельности особенностей поведения и общения разных людей;

- способами эффективного взаимодействия с членами команды, в т.ч. участие в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды;

- способами соблюдения этических норм взаимодействия.

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

Знать:

- методы применения рефлексивных методов в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития;

Уметь:

- определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения;

- демонстрировать интерес к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков с целью совершенствования своей деятельности;

Владеть:

- технологиями формулировки целей собственной деятельности, определения путей их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов;

- критическим   оцениванием эффективности использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности.

ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

 

Знать:

- содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП;

- особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов;

- структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов;

- требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП;

Уметь:         

- учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ;

- проектировать отдельные структурные компоненты АООП;

- разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП;

Владеть:

- умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- технологией разработки и реализации разных компонентов АООП;

- технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.

ПК-1 Способен проектировать      и провести научное исследование проблемы в профессиональной области с использованием современных методов исследования, подготовить и представить квалификационную

работу

Знать:

- методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания;

- способы сбора, оформления и интерпретации

экспериментальных данных;

- требования к написанию и оформлению научных текстов;

Уметь:

- проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики;

- определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы;

- планировать и проводить экспериментальное исследование;

- использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем;

- оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии;

- создавать и оформлять научный текст.

Владеть:

- умением проектировать программу исследования научной проблемы;

- методами проведения экспериментального исследования;

- способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных;

- умением создавать и оформлять связный научный текст.

ПК-4 Способен создавать

методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего

и реабилитационного

процесса

Знать:

- особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов,

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки;

- содержание и          организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП            общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих   психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи;

- разрабатывать      основные элементы методического          обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП;

- оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации            к техническим средствам реабилитации;

- разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной

реабилитации;

Владеть:

- умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.

 

6. Критерии оценивания результатов освоения практики 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

 

 

Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

 

1.      Список детей с нарушениями речи, зачисленных на логопедические занятия.

2.      Речевая карта и карта психолого-педагогического обследования обучающегося.

3.      Индивидуальная коррекционная программа развития на обследованного ребенка.

4.      Адаптированная образовательная программа, составленная на ребенка с ТНР.

5.      Педагогический проект образовательно-воспитательной направленности .

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 

Промежуточная аттестация  по учебной практике осуществляется в форме зачета  по итогам заключительной конференции после прохождения практики.

В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично  защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске.  Защита проходит в форме  доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент  должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.

 

Требования к  содержанию портфолио практики

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов  (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.

Пакет документов  (портфолио) учебной  практики должен содержать:

 

1.      Отчет об учебной практике.

2.      Оценочный лист.

3.      Дневник учебной практики.

 

      При оценке результатов практики используются следующие методы:

1.    Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для  воспитателей, учителей, родителей и т.д.).

2.    Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).

3.    Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).

4.    Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.

 

Критерии выставления зачета  по итогам практики

·         знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;

·         возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;

·         степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой практики;

·         уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);

·         уровень сформированности умений и навыков работы по организации, плани­рованию и прове­дению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консульта­тивно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления до­кументации ;

·         уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.

·         соблюдения студентом трудовой дисциплины;

·         состояния документации по практике – наличия отражения решения всех за­дач практики, своевременности ее оформле­ния и предоставления на кафедру.

 

 «Зачтено»  ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процессалиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

 

«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности  в процессе логопедического воздействия.

 

7. Перечень основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература

 

1.      Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.  - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5

2.      Каратаева Н.А.Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования: учебное пособие для вузов/ Н.А. Каратаева, О. В. Крежевских.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 118 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —  Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/456778

3.      Лапп Е.А.Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для вузов / Е А.Лапп, Е.В.Шипилова.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 147с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-08411-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/453368

4.      Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721

5.      Прищепова И. В.Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5

6.      Фуряева Т. В.Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

7.2. Дополнительная литература

1.      Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011

2.      Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

3.      Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации. ФГОС ДО / Афонькина Ю.А.,Себрукович З.Ф.,Бороздина О.В.,Дубина Е.В.,Светлова Е.Н.,Шемякина И.Н. Волгоград: Изд-во Учитель, 2019. 255 с.

4.      Баландина Е.А., Басаргина  Л.В. Проектирование образовательной программы Волгоград: Изд-во Учитель, 2013, 60 с.

5.      Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

6.      Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. 119 с.

7.      Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия.  М.: Владос,  2013.

8.      Ельцова О.М. Проектирование основной образовательной программы на основе программы Н.В. Нищевой. ФГОС. СПб: Детство-Пресс, 2016. 256 с.

9.      Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой.- М.:Мозаика-Синтез, 2011.144с

10.  .Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой . М: Издательский центр «Академия», 2005.  288 с.

11.  Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели.Анализ / М.А. Кунаш.- Волгоград: Учитель, 2015.

12.  Микляева Н.В.,Кудравец О.Н,Лагуненок В.Л., Гринева М.С. Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада М.: Аркти, 2017. 224с.

13.  Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб.: Детство-Пресс, 2015.240 с.

14.  Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях: Метод. рек. / Отв. Ред.  С.А. Алехина.- М.:МГППУ, 2012.

15.  Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
(утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082).

16.  Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, и др.; Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. СПб, 2014. 386 с.

17.  Примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Вариант 5.2. 1 класс. 1 дополнительный класс.М.: Просвещение, 2018.  736 с..

18.   Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 2018. 200с.

19.   Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Метод. рекомендации для учителя начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.

20.  Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного  Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

21.  Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

22.  Яковлева Г.В., Сваталова Т.А. и др. ФГОС ДО: Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ: методические рекомендации руководителям ДОУ. Челябинск, 2014. 125 с.

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци

 

 

8. Материально-техническое обеспечение

(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).

 

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).

 

 

 

9. Программное обеспечение

(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).

 

1.      Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

2.      Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

Microsoft Windows Professional 7 Russian;

Microsoft Office 2010 Russian.