Контакты:
-
Анатолий Иванович ФоменковУчитель
Б1.О.23 Социология управления
Направление подготовки: 39.03.01 Социология. Направленность (профиль): Социологическое сопровождение в политике и экономике
Форма обучения - заочная. Курс – 5. Семестр – 9. Всего зачетных единиц – 4, часов – 144. Форма отчетности: экзамен – 9 семестр
Дисциплина Б1.О.23 «Социология управления» относится к обязательной части Блока 1 ОП по направлению подготовки 39.03.01 Социология. Изучение «Социологии управления» связано с такими дисциплинами, как «Основы социологии», «История социологии», «Методы прикладной статистики для социологов», «Методы социологического исследования», «Общая психология», «Правоведение», и др.
Полученные знания позволяют студентам одновременно лучше осознавать и усваивать материал таких курсов как: «Социология социальной сферы», «Маркетинговый анализ деятельности предприятия», «Социальная инженерия», «Социология рекламы», «Основы социального прогнозирования».
Построение учебного материала обусловлено междисциплинарным характером и широкой практической направленностью курса. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Усвоение материала обеспечивается за счет участия студентов в лекциях, работы на практических занятиях и подготовки к ним, выполнения практических заданий. Последние осуществляются студентами самостоятельно в рамках внеаудиторной самостоятельной работы и контролируются на практических занятиях. Совокупность этих форм работы обеспечивает организацию и контроль как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов. Итоговый контроль проходит в форме экзамена.
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в курс «Социология управления». Основной понятийный аппарат курса. Задачи, содержание, принципы построения дисциплины «Социология управления». Связь социологии управления с другими дисциплинами. История возникновения, предпосылки развития социологии управления. Феномен управления. Основные понятия теории и социологии управления. Принципы, функции и методы управления. Законы управления. Специфика социологического подхода к управлению.
Тема 2. Социология управления как наука и учебная дисциплина
Управление как социальное явление и социальная проблема. Регуляция в живой и неживой природе. Человеческий тип регуляции в природе и обществе. Управление как социальное явление и цивилизационное изобретение. Управление в цивилизационном развитии человечества. Управление в эпоху перехода к информационной цивилизации. Роль управления в становлении социально-гуманитарных наук. Специфика социологического подхода к управлению. Роль социологии управления в системе обществознания.
Эволюция управленческой мысли. Развитие управленческой мысли (Первобытное общество. Древняя Индия. Древний Египет. Древняя Греция. Древний Рим). Вклад в развитие управленческой науки Николо Макиавелли, Шарля Луи Монтескьё, Жан-Жака Руссо, Роберта Оуэна и др. Классический период развития социологии управления (XIX – начал XX вв.): Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Основные школы управления. Школа научного управления. Классическая (административная) школа управления. Школа человеческих отношений. Школа науки управления (количественная школа).
Кризис индустриальной парадигмы управления. Кризисное состояние и эволюция «управленческой мысли». Управление как профессия и искусство. Докибернетический и кибернетический этапы развития «управленческой мысли». Формирование социально-гуманитарной альтернативы индустриальной парадигме управления. Недооценка управления в постнеклассической науке. Обусловленность поиска новой парадигмы управления процессами его институционализации.
Объект и предмет социологии управления. Предмет социологии, социологическая интерпретации управления, как теоретическая основа и методологические предпосылки формирования объекта и предмета социологии управления. Подходы и определению объекта и предмета социологии управления. Обзор учебной литературы по представлению подходов к определению объекта и предмета социологии управления. Основные задачи социологии управления.
Тема 3. Основы институционального управления
Проблемы институционализации управления в России. Институционализация управления как асимметричный ответ на глобальные вызовы. Проблема синкретизма власти, собственности и управления. Недооценка роли управления в социальной трансформации страны. Институционализация управления как этап структурной дифференциации. Причины, по которым мы должны заняться проблемой институционализации управления. Готовность науки к разработке национальной программы институционализации управления. Первый управленческий «бум» в 20-е годы прошлого века. Второй управленческий «бум» в 60-е годы прошлого века. Тема управления в переходный период от социализма к капитализму. Основные выводы теоретико-методологического плана о социокультурной обусловленности управления.
Роль социальных институтов в управлении обществом. Закрепление и воспроизводство общественных отношений. Интеграция элементов общества. Передача социального опыта. Управление коммуникативными процессами.
Самоорганизация и саморегуляция социальной системы. Самоорганизация как продукт социального взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах, один из компонентов социального управления наряду с механизмами формального управления и организационным порядком. Общественное мнение как инструмент самоорганизации социальной системы.
Социальное партнерство как форма институционального управления. Основные принципы социального партнерства. Уровни партнерства. Формы, органы, представители, механизмы системы социального партнерства. Социальное партнерство как новый элемент самоорганизации общества, как результат спонтанных процессов, происходящих в реальной социальной практике и позволяющий на принципиально иной основе упорядочить социальные отношения. Этапы становления и развития социального партнерства. Создание социального государства и его цели. Особенности системы социального партнерства в современной России.
Тема 4. Социальные отношения в системе управления
Отношения власти. Основные подходы к изучению власти. Власть как характеристика личности и особый тип межличностных отношений. Определение оснований власти. Ситуационное лидерство и ситуационное использование оснований власти. Ситуационная концепция лидерства. Власть как свойство социальной системы. Проблема неопределенности в процессе управления. Авторитет и власть в системном подходе.
Бюрократия как форма власти. Основные принципы бюрократического управления. Негативные стороны деятельности бюрократии. Модель деятельности бюрократии (по Мертону). Виды бюрократии в современных организациях.
Конфликтные взаимодействия. Сущность конфликта в современной организации. Причины возникновения конфликтов в организации. Организационные, социологические, культурные, социально-психологические способы управления конфликтами.
Девиации в управленческих структурах. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р.К. Мертона. Коррупция как одна из форм девиации в управлении.
Тема 5. Управление как функция социального контроля
Социальная система как объект управления. Основные характеристики социальной системы. Социальные нормативы. Социальное планирование как составная часть нормативного управления. Характеристики правопорядка.
Нормативное управление социальной системой. Сущность социального контроля. Социальный контроль и социальный нормы. Характеристики социальной нормы (полезность, обязательность, фактическая реализация в массовом социальном поведении). Классификация социальных норм. Основные информационные функции нормы (ориентирующая, программная, прогностическая). Действие социальных норм. Основные причины отклонения от социальных норм.
Власть как основной механизм нормативного управления социальной системой. Формы реализации властных отношений. Классификация видов власти. Основные способы властного воздействия по Дж. Френчу, Б. Райвену: власть – принуждения, связей, эксперта, референтная (харизма), нормативная, информационная, вознаграждения, через участие. Законная (правовая, традиционная) власть.
Технологии применения регулятивных механизмов коллективного поведения. Регулирование коллективного поведения на основе создания системы социальных стереотипов. Социальный стереотип. Основные характеристики социальных стереотипов.
Руководство и лидерство в системе управления. Феномен руководства и лидерства. Социальные характеристики эффективного руководства. Классификация стилей социального управления.
Тема 6. Стимулирование и мотивация в системе управления
Основы теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека (потребность как внутренний побудитель активности, монистические представления о сущности мотива, мотивация как процесс, внутреннеорганизованная и внешнеорганизованная мотивация, мотив как сложное интегральное психологическое образование, виды мотивационных образований мотивация общения).
Стимулирование труда. Экономические и неэкономические стимулы. Подходы к трактовке понятий «стимул» и «стимулирование», «мотив» и «мотивация». Мотивация и мотивационный процесс. Функции мотивов. Мотивационный процесс и его основные элементы. Мотивация и эффективность деятельности. Методы изучения мотивации и мотивов.
Ценности как социальный регулятор. Содержание понятия «ценности». Классификация ценностей. Ценности профессиональной деятельности и жизненные ценности. Типология мотивов на основе ценностей.
Основы ценностно-мотивационного управления. Использование в управленческой практике мотивационных теорий. Пути усиления мотивации работников. Система мотивации организации. Проектирование мотивационной системы как эффективный метод в управлении организацией.
Тема 7. Социальные особенности управления в организациях
Сущность процесса управления в организациях. Суть процесса управления. Система управления организацией. Основные этапы управления. Чуствительность системы управления. Устойчивость системы управления. Быстрота реакции системы на принятое решение.
Свойства и функции системы управения в организациях. Функции управления в организации. Теория А. Файоля. Теория Г. Минцберга.
Коммуникации в организации. Каналы коммуникации (вертикальные, горизонтальные). Коммуникации с внешней средой. Проблемы, связанные с функционированием коммуникаций в организациях. Причины сниженя эффективности коммуникаций. Проблемы с точки зрения структурных коммуникаций. Виды преград в коммуникационных процессах. Приемы для уменьшения отрицательного воздействия эжтих преград. Проблемы коммуникации с точки зрения личностного общения.
Культура организации. Сущность и структура организационной культуры. Функции организационной культуры. Типы организационной культуры и их особенности.
Внешнее окружение организации. Необходимость учета факторов окружения организации. Структура внешнего окружения организации. Виды связей организации с внешним окружении. Стратегии организации в отношениях с внешним окружением. Характеристики внешнего окружения организации.
Социологическое сопровождение функционирования и развития организации. Социологическое сопровождение по этапам принятия управленческого решения. Социологическое сопровождение по этапам управленческого цикла. Социологическое сопровождение как организационно оформленная система.
Тема 8. Этапы социально-управленческой деятельности
Социальное прогнозирование. Методические подходы, объясняющие сущность прогнозирования. Отличительные особенности социального прогнозирования. Структура научного предвидения в управлении. Усечение «конуса решений» в процессе прогнозирования.
Социальное проектирование. Методологические подходы к раскрытию сущности социального проектирования. Объективные условия разработки социальных проектов. Педметно-проблемное поле социального проектирования. Социальное проектирование новых производств. Проектирование новых городов. Методы проектирования (матрица идей, вживание в роль, аналогия, методы ассоциации, метод «мозгового штурма», метод синектики). Технология социального проектирования, её этапы. Концептуальная схема формирования проекта.
Социальное планирование. Сущностные характеристики социального планирования. Уровни социального планирования. Методы планирования (балансовый, нормативный, аналитический, комплексный или программно-целевой методы, метод вариантов или вариативных приближений). Базовые методологические понятия, характеризующие инструментарий оценки уровня общественного развития (социальные показатели, социальные нормативы, социальная карта региона, социальный паспорт организации).
Принятие решения. Принятие решения как социально-результирующая стадия деятельности. Проблемы процесса принятия решения. Принятие решения как выбор одного способа действий из множества осуществимых способов. Три категории решений.
Социальный мониторинг процесса принятия решений. Принципы мониторинга. Задачи организации социального мониторинга.