Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

 

Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1 Дисциплины (модули)" основной образовательной программы 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» и является обязательной дисциплиной вариативной части. Она имеет взаимосвязь с образовательной дисциплиной общепрофессионального блока Б1.О.01.07 «Инновационные технологии в образовании», а также с дисциплинами Б1.В.01.02 «Современные логопедические технологии », Б1.В.ДВ.01.01 «Актуальные проблемы специального дефектологического образования».

Дисциплина Б1.В.01.03 «Логофоноритмика» осваивается на 1 курсе.

Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины "Логофоноритмика», необходимы для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-2 - способность проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных технологий с учётом особенностей лиц с нарушением речи

Знать:    

- структуру и содержание АООП  общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;

- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;

- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего        и реабилитационного процессов, его специфику;

- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации      лиц с нарушениями речи совместно со            специалистами реабилитационной команды;

Владеть:

- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии           с поставленными целями и задачами;

- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.

 

ПК-4 - способность создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса

Знать:

- характеристику возрастных этапов психического развития при           разных            видах дизонтогенеза;

- принципы, содержание,   методы    и организацию психолого-педагогической

диагностики   обучающихся  с нарушениями речи;

- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;

- применять разные методы проведения обследования;

- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;

- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;

- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять        и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;

- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации           лиц с нарушениями речи;

- взаимодействовать с членами реабилитационной команды,            социальной, психологической       и медицинской            и другими            службами       по вопросам комплексной реабилитации в интересах

реабилитанта;

Владеть:

- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;

- методами   диагностики   и     оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;

- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;

- умением сформулировать                       рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;

- навыками проведения семейного консультирования, направленного                      на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;

- методами и технологиями                      психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки,   и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;

- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.

3.      Содержание дисциплины

Понятие и структура «чувства ритма» как универсальной характеристики человеческой

деятельности. Особенности ритмической организации деятельности у лиц с отклонениями

в психомоторном развитии. Логоритмическое обследование состояния психомоторики и

музыкально-ритмических способностей у лиц с речевыми нарушениями. Развитие

неречевых процессов на логоритмических занятиях. Методологические и методические

основы использования фонетической ритмики в коррекционном процессе.

Развитие ритмических способностей на занятиях по ритмике и   темповой организации на занятиях по фонетической ритмике.

Работа над дыханием и слитностью речи. Интонация, основные приемы работы с ней.

Движения на гласные звуки и  движения на согласные звуки