Контакты:
-
ИМ
Ирина Владиславовна МорозиковаУчитель
Содержание дисциплины
1. Психолого-педагогическое сопровождение. Социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные различия, особые образовательные потребности обучающихся. Социализация и самоопределение обучающихся. Психологические трудности и нарушения процессов социализации ребенка. Нарушения в развитии и девиации поведения. Психологические особенности работы с одаренными детьми. Социально-психологические причины неуспеваемости школьников. Недостатки развития мотивационной сферы. Несформированность приемов учебной деятельности. Недостатки развития психических процессов. Особенности мышления неуспевающих учащихся. Типы неуспевающих школьников.
2. Дети с особыми образовательными потребностями
Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др. Особенности работы с детьми с задержкой психического развития и личностным инфантилизмом. Специфика организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
3. Общая характеристика учебной мотивации. Виды мотивов учения: познавательные и социальные, их содержание и роль в учебной деятельности. Содержательные характеристики мотивов учения: наличие личностного смысла, действенность мотива, место мотива в общей структуре мотивации, самостоятельность возникновения и проявления, уровень осознания, степень распространения. Динамические характеристики мотивов учения: устойчивость, эмоциональная окраска, сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения. Роль целей, эмоций и интересов учащихся в мотивации учения. Методы изучения и формирования мотивации учения школьников.
4. Взаимодействие субъектов педагогического процесса. Общая характеристика взаимодействия. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. Предпосылки возникновения конфликта в учебно-воспитательном процессе. Виды, структура, стадии протекания конфликта. Конфликты в школьной среде. Реагирование на конфликтное поведение. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей и особенности взаимодействия с ними. Правила поведения в условиях конфликта. Буллинг и моббинг: причины, способы преодоления.
Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, отдельными людьми. Единство воспитания и жизни. Закон параллельного педагогического действия. Зависимость содержания, методов и форм воспитания от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых, от отношения воспитуемого к воспитателю. Условия реализации принципов воспитания: обязательность, комплексность, равнозначность. Принцип социальной целесообразности. Принцип единства теории и практики. Уровни, критерии и показатели воспитанности и воспитуемости. Трудновоспитуемость. Взаимосвязь обучения и воспитания.
5. Личностно-профессиональное развитие учителя. Формы педагогической деятельности. Продуктивность педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Основные педагогические функции и умения, отражающие определенную позицию учителя.
Структура педагогических способностей. Профессионально важные качества и умения учителя. Профессиональная Я-концепция педагога. Самопознание и саморазвитие учителя. Феномен эмоционального выгорания. Формирование и диагностирование педагогических способностей.