Контакты:
-
СИ
Сергей ИвановУчитель
Курс "Б1. Б3. Качественные и количественные методы психологии" органически включен в подготовку конкурентоспособного профессионала, готового к
практической деятельности в сфере клинической психологии, способного к практической
реализации полученных знаний, дальнейшему профессиональному самосовершенствованию
и творческому развитию.
Курс «Качественные и количественные методы исследования в психологии» в магистерской подготовке относится к базовой части дисциплин (Б.1.Б.3.). Его освоение направлено к формированию у магистрантов знаний об основных методах психологических исследований, представлений о специфике применения качественных и количественных методов анализа данных, полученных в изучении психологического содержания явлений.
Важными задачами курса «Качественные и количественные методы исследования в психологии» являются формирование умений использовать в изучении различных аспектов психики номотетический и идеографический, а также комплексный подходы, способности осознанно применить качественные и количественные методы в их адекватном соотношении с поставленными для решения научной или же научно-прикладной проблемы конкретной системы задач по установлению сущностных характеристик исследуемого явления, получить с целью обоснования научного факта достоверные и объективные данные о том или ином исследуемом предмете.
Одной из основных задач курса «Качественные и количественные методы исследования в психологии» является также формирование навыков ведения опытно-экспериментальной работы в ходе осуществления основных видов деятельности. Формируемые в процессе освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» знания, умения и навыки необходимо и тесно связаны с освоением магистрантами содержания курсов «Методологические проблемы психологии», «Технология психологического исследования», «Методы обработки психологических данных» и других.
В результате освоения дисциплины магистрант должен обладать следующими компетенциями:
ОПК-3 способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения ПК-5 готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
- методологию и методы психологических исследований;
- теоретические решения крупных и актуальных научных проблем;
- основные требования к реализации организационных, эмпирических и неэмпирических методов на этапах психологического исследования;
- сущностные характеристики методов анализа, систематизации, обобщения научной информации;
- научные требования к обоснованию актуальности познавательной проблемной ситуации, постановке проблем и целей исследования, к выбору оптимальных методов и технологий их достижения;
- методологию модификации и адаптации методик и методов, обоснованию новых методов анализа психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе;
- формы и особенности публичного представления результатов научных исследований.
Уметь
- использовать современные информационные технологии для анализа и освоения достижений современной психологической науки и практики,
- вести самостоятельный научный поиск, используя возможности критического анализа, систематизации и обобщения научной информации,
- ставить новые задачи психологического познания и выдвигать гипотезы исследования,
- разрабатывать программы и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического),
- адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии,
- представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения.
Владеть
- методологией научной познавательной деятельности, методами и приемами анализа, систематизации и обобщения опытно-экспериментальных данных (добытых лично; известных в истории развития психологии),
- приемами разработки новых методик научно-исследовательской деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий;
- методами анализа базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе;
- методами публичного представления результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады, дискуссии);
- методами и методиками диагностики и достоверной оценки психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска;
- методологией изучения и анализа различных видов деятельности, психического развития индивида и развития социальных групп;
- методологией объективного изучения учебно-воспитательного процесса, субъектов образования, социального взаимодействия в образовательной среде с применением современного психологического инструментария.
Освоение образовательного содержания курса включает 4 часа лекционных занятий, 10 часов практических занятий. На самостоятельную работу обучающегося в курсе отводится 85 часов. Форма контроля - экзамен.