Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
1. Место дисциплины
в структуре ОП
Дисциплина Б1.В. ДВ.01.01 «Актуальные проблемы специального дефектологического образования» относится к части ОП, формируемой участниками образовательных отношений, к дисциплинам по выбору по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедическое образование». Данная дисциплина позволяет подготовить компетентного магистра, ориентирующегося в современных проблемах науки, образования и всестороннего развития лиц с ограниченными возможностями здоровья; стремящегося к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию.
Для освоения дисциплины «Актуальные проблемы специального дефектологического образования» магистранты используют знания, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Современные логопедические технологии», «Содержание и методы логопедической практики».
Освоение дисциплины «Актуальные проблемы специального дефектологического образования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Инновационные технологии в образовании», «Сравнительная специальная педагогика», «Современные методы диагностики и коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты» и др. для прохождения учебной, научно-исследовательской и производственной практики, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
ПК-1 Способен проектировать и провести научное исследование проблемы в профессиональной области с использованием современных методов исследования, подготовить и представить квалификационную работу |
Знать: - методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; - способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; - требования к написанию и оформлению научных текстов;
Уметь: - проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; - определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; - планировать и проводить экспериментальное исследование; - использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; - оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; - использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; - создавать и оформлять научный текст.
Владеть: - умением проектировать программу исследования научной проблемы; - методами проведения экспериментального исследования; - способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; - умением создавать и оформлять связный научный текст. |
ПК-4 Способен создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса |
Знать: - особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; - содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;
Уметь: - анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; - разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; - оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; - разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации;
Владеть: - умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи. |
3. Содержание дисциплины
(Должно быть представлено в виде аннотации, разделы и темы которой согласуются с тематическим планом, объемом не более 1 стр.)
Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки. Проблема терминологии в современной специальной педагогике и психологии. Категориальный аппарат дефектологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содержания специальной педагогики и специальной психологии. Научно-теоретические и прикладные задачи современной специальной педагогики. Взаимосвязь дефектологической педагогической науки и практики. Связь дефектологии с другими науками. Научные школы в различных отраслях отечественной специальной педагогики.
Интеграция отечественной системы специального дефектологического образования с мировым образовательным пространством. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Интеграция России в общеевропейскую систему гарантии качества образования. Дистанционное образование как фактор формирования единого образовательного пространства. Основные направления развития образования. Проектирование путей развития образования. Приоритетные национальные проекты в области образования, развития и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система специального образования на этапе модернизации: действенность, проблемы и перспективы. Нормативно-правовые основы развития российского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья как научная проблема. Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России. Проблемы создания системы и разработки психолого-педагогических технологий ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии. Проблемы диагностики и коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта. Проблемы социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии.
Состояние и перспективы интегрированного и инклюзивного образования. Современное понятие интеграции. Основные принципы и педагогические технологии инклюзивного обучения. Проблемы изучения особенностей речевого и психического развития отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и включения их в совместный процесс обучения со здоровыми сверстниками. Проблема внедрения информационных технологий обучения в специальном образовании. Проблемы кадрового обеспечения реализации практики специального и инклюзивного образования.
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||
лекции |
практические занятия |
самостоятельная работа |
|||
1. |
Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки |
34 |
2 |
2 |
30 |
2. |
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья как научная проблема |
35 |
2 |
1 |
32 |
3. |
Состояние и перспективы интегрированного и инклюзивного образования |
35 |
2 |
1 |
32 |
|
зачет |
4 |
|
|
|
Итого |
108 |
6 |
4 |
94 |
6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения
Показатели по уровням |
оценка |
Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100% |
отлично |
Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94% |
хорошо |
Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79% |
удовлетворительно |
Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60% |
неудовлетворительно |
1) Составление конспекта
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
-
план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
-
текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
-
свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
-
тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность
-
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
-
Выделите главное, составьте план;
-
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
-
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
-
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
-
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Конспекты статей, параграфов и глав или полного текста брошюр, книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.
Критерии оценивания конспекта
Показатели по уровням |
Оценка |
Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Запись основных мыслей сопровождается примерами, таблицами, схемами. |
отлично |
Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные, они сопровождаются примерами, но не содержат таблицы, схемы. |
хорошо |
Конспект выполнен не в с соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст представлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения |
удовлетворительно |
Конспект не составлен |
неудовлетворительно |
2) Составление терминологического словаря (глоссария)
Глоссарий - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине /разделе/теме.
К каждому термину дайте определение, используя: записи лекционных и практических занятий; основную, дополнительную и справочную литературу; сайты Интернета. Составьте его в рукописном варианте или, пользуясь текстовым процессором самостоятельно и индивидуально. В скобках рядом с термином укажите использованные источники.
Критерии оценивания составление терминологического словаря
Показатели по уровням |
Оценка |
Содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению |
отлично |
Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении |
хорошо |
Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование, имеются ошибки в оформлении |
удовлетворительно |
Глоссарий не составлен |
неудовлетворительно |
3) Составление таблиц и схем
Схема (таблица) – это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно. Составление/заполнение таблиц (схем) представляет собой вид учебной деятельности, названной Шаталовым В. Ф. разработкой "опорного сигнала". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.
Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (основная и дополнительная литература, словари, справочники, сеть Internet), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастера Таблиц. Схема (таблица) составляется индивидуально. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе).
Рекомендации по составлению таблиц:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, общие понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните таблицу данными.
7. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, символы, «яркие» примеры.
8. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Схема (таблица) состоит из нескольких тематических разделов связанных между
собой логически. Элементами работы могут быть: информационные блоки, соединенные стрелками или выносками, текстовыми связками; столбцы и строки, на пересечении которых в ячейка сконцентрирована информация, строки и столбцы обязательно имеют названия (характеристики); краткое пояснение по работе со схемой (таблицей).
Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Критерии оценивания выполнения задания
Показатели по уровням |
Оценка |
Графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению |
отлично |
Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении |
хорошо |
Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом имеются неточности в изложении материала и ошибки в оформлении |
удовлетворительно |
Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, имеют место незаполненные графы схемы (таблицы); допущены грубейшие ошибки в оформление работы; задание не выполнено |
неудовлетворительно |
4) Темы докладов
-
Мировое образовательное пространство.
-
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
-
Дистанционное образование как фактор формирования единого образовательного пространства.
-
Международные образовательные программы и проекты.
-
Отечественная концепция интегрированного обучения.
-
Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
-
Система образования детей с отклонениями развития в Смоленской области.
Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
Этапы работы над докладом:
1. Формулирование темы (если тематика не определена преподавателем).
2. Подбор и изучение основных источников по теме (используется не менее 3-5 различных источников).
3. Составление списка использованных источников в алфавитном порядке.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана доклада.
6. Написание доклада.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Структура доклада:
- титульный лист (на нем: наименование образовательной организации, факультета, кафедры; тема; Ф.И.О. студента, курс, группа, направление и профиль обучения; год);
- оглавление (последовательно излагаются названия структурных компонентов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый раздел);
- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- в заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким;
- список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Требования к оформлению доклада:
1. Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц компьютерного текста.
2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
5.Доклад должен быть оформлен в соответствии с техническими требованиями: поля (левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм); шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman; междустрочный интервал – полуторный; отступ красной строки - 1,25 см; выравнивание текста - по ширине.
Критерии оценки доклада: актуальность темы доклада; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; соответствие оформления доклада требованиям.
Доклад оценивается по системе
Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Требования к презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Общие требования к презентации:
-
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
-
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.
-
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
-
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.
-
Последними слайдами должен быть список используемых источников.
Требования к оформлению слайдов:
-
Единый стиль оформления.
-
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
-
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.
-
По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.
Требования к представлению информации:
-
Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
-
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
-
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
-
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
-
Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).
-
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
-
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.
Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации
Критерии |
Показатели |
1. Тема презентации Макс. 3 балла |
- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела
|
2. Дидактические и методические цели и задачи презентации Макс. 3 балла |
- соответствие целей поставленной теме; - достижение поставленных целей и задач |
3. Выделение основных идей презентации Макс. 3 балла |
- соответствие основных идей целям и задачам; - актуальность основных идей; - количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
4. Содержание Макс. 3 балла |
- достоверность информации; - актуальность информации; - четкость изложения информации; - владение понятийным аппаратом по заданной теме; - привлечение новейших работ по проблеме; - язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории |
5. Подбор информации для создания презентации Макс. 3 балла
|
- графические иллюстрации для презентации; - статистика; - диаграммы и графики; - экспертные оценки; - ресурсы Интернет; - примеры; - сравнения; - цитаты и т.д. |
6. Подача материала презентации Макс. 3 балла
|
- хронология; - приоритет; - тематическая последовательность; - структура по принципу «проблема-решение» |
7. Логика и переходы во время презентации Макс. 3 балла |
- от вступления к основной части; - от одной основной идеи (части) к другой; - от одного слайда к другому |
8. Заключение Макс. 3 балла
|
- яркое высказывание - переход к заключению; - повторение основных целей и задач выступления; - выводы; - подведение итогов; - короткое и запоминающееся высказывание в конце |
9. Дизайн презентации Макс. 3 балла |
- шрифт (читаемость); - корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков); - элементы анимации |
10. Техническая часть Макс. 3 балла |
- грамматика; - стилистика; - ошибки в правописании и опечатки |
Оценивание презентации
Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
5) Темы эссе
-
Почему современная наука рассматривается как социокультурный феномен?
-
Что такое научная картина мира?
-
Методологическая рефлексия – это что?
-
Почему возникают трудности при подготовке специалистов службы сопровождения?
Требования к эссе
1. Текст должен отражать позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме современной дефектологии). Автор должен высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность выбранной позиции.
2. В тексте должно быть продемонстрировано владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета.
3. Текст должен быть завершенным и четко структурированным, посвященным строго заданной выбранной темой проблематике.
4. Стилевое решение, структурная организация текста, лексика должны соответствовать заданной тематике и поставленной автором задаче.
5. Структура эссе: введение (в нем даётся краткая характеристика проблемной области по выбранной теме), основная (в ней раскрывается тема), заключение (в нем отражаются выводы по теме исследования, предложения о дальнейших работах в данной области и т.п.), список использованных ссылок и литературы (не менее 3).
6. Объем – не более 12000 знаков, шрифт Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 14, междустрочный интервал – полуторный.
Критерии оценивания эссе
Критерии |
Максимальный балл |
1. Уровень владения языком написания эссе (четкость и лаконичность изложения мыслей) |
5 |
2. Владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета. |
5 |
3. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы (творческий подход при осмыслении темы) |
5 |
4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте раскрытия темы эссе. |
5 |
5. Аргументация своей позиции с опорой на научные концепции, факты социально-экономической действительности или собственный опыт. |
5 |
6. Соответствие работы формальным требованиям (структура эссе и его оформление) |
5 |
Оценивание эссе
Эссе оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Темы проектов
-
Интеграция школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей с ОВЗ в контексте глобального образования.
-
Современное состояние региональной системы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями.
-
Дистанционное обучение учащихся с ОВЗ: преимущества и риски.
-
Современное состояние региональной системы логопедической помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
-
Проблемы кадрового обеспечения реализации практики специального и инклюзивного образования.
Этапы работы над проектом
-
Этап целеполагания (выбор проблемы, определение, формулирование тем, формирование микрогрупп для реализации проекта, распределение заданий);
-
Этап планирования (объединение проблемы и темы, анализ и подбор литературы, формулирование цели, задач этапов работы);
-
Этап выполнения и реализации (определение и анализ промежуточных результатов, обсуждение выполненного этапа работы, возможностей корректировки, определение тактики возможных действий, структурирование практического материала);
-
Этап защиты проекта (устное сообщение, презентация).
Критерии оценивания проекта
Критерии |
Максимальный балл |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
Оценивание проекта
Проект оценивается по балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
15 и более баллов – «отлично»;
12 – 14 баллов – «хорошо»;
11 – 13 баллов – «удовлетворительно;
менее 10 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе промежуточной оценки знаний программного материала.
Критерии выставления зачета
Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной и качественной работы на практических занятиях и по итогам защиты проекта.
Результаты сдачи зачета оцениваются отметками: «зачтено», «не зачтено».
Зачтено:
знает методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; требования к написанию и оформлению научных текстов; особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющихпсихолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи.
умеет проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; планировать и проводить экспериментальное исследование; использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; создавать и оформлять научный текст; анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации;
владеет умением проектировать программу исследования научной проблемы; методами проведения экспериментального исследования; способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; умением создавать и оформлять связный научный текст; умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.
Не зачтено:
не знает методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; требования к написанию и оформлению научных текстов; особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющихпсихолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;
не умеет проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; планировать и проводить экспериментальное исследование; использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; создавать и оформлять научный текст; анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации;
не владеет умением проектировать программу исследования научной проблемы; методами проведения экспериментального исследования; способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; умением создавать и оформлять связный научный текст; умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
7.1. Основная литература
-
Дефектология: современные проблемы и перспективы развития / Е.Н. Горина, Ю.В. Селиванова, Н.А. Удовиченко [ и др.]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014.312 с.
-
История и философия науки : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Мамзин [и др.] ; под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 360 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00443-4. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A4A8F2AF-8EE8-4D8D-8C0D-4D9D2C6C040B
-
Канке В. А. История, философия и методология педагогики и психологии : учебное пособие для магистров / В. А. Канке, М. Н. Берулава ; под ред. М. Н. Берулавы. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 487 с. — (Серия : Магистр). — ISBN 978-5-9916-2990-4. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/83FE1D28-0EE6-48AF-8D22-6CFD7A04C847
-
Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 428 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01961-2. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/5C20B6F9-5AE3-497F-95FE-8C6B82CD8A94
-
Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 274 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01963-6. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1
7.2. Дополнительная литература
-
Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / И. Б. Агаева; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБО ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». – 2-е изд., доп. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012.
-
Краевский В.В., Бережнова Е.В.Методология педагогики: новый этап.- М., 2009.
-
Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
-
Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учебное пособие / А. В. Коржуев, В. А. Попков; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 184 с.
-
Лапп Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М: Издательство Юрайт, 2017. — 147 с. — (Серия : Авторский учебник). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/C895D5A0-B538-4980-BD64-FB14F6CB95AE
-
Николаева Т.В. Роль информационных технологий в формировании профессиональных умений сурдопедагога в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом // Дефектология. – 2012. - № 4. – С.23-31.
-
Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. – 2012. - № 1. – С.3-9.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
http://www.iprbookshop.ru/elibrary ЭБС
http://www.pedlib.ru – онлайн педагогическая библиотека
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации
www.deafworld.ru – сайт содержит информацию о методах слухопротезирования, кохлеарной имплантации, консультации специалистов.
8. Материально-техническое обеспечение
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
9. Программное обеспечение
-
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
-
Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
-
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
-
Microsoft Office 2010 Russian.