1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В. ДВ.01.01 «Актуальные проблемы специального дефектологического образования» относится к части ОП, формируемой участниками образовательных отношений, к дисциплинам по выбору по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедическое образование». Данная дисциплина позволяет подготовить компетентного магистра, ориентирующегося в современных проблемах науки, образования и всестороннего развития лиц с ограниченными возможностями здоровья; стремящегося к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию.

Для освоения дисциплины «Актуальные проблемы специального дефектологического образования» магистранты используют знания, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Современные логопедические технологии», «Содержание и методы логопедической практики».

Освоение дисциплины «Актуальные проблемы специального дефектологического образования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Инновационные технологии в образовании», «Сравнительная специальная педагогика», «Современные методы диагностики и коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты» и др. для прохождения учебной, научно-исследовательской и производственной практики, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).


2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

ПК-1 Способен проектировать и провести научное исследование проблемы в профессиональной области с использованием современных методов исследования, подготовить и представить квалификационную

работу

Знать:

- методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания;

- способы сбора, оформления и интерпретации

экспериментальных данных;

- требования к написанию и оформлению научных текстов;


Уметь:

- проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики;

- определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы;

- планировать и проводить экспериментальное исследование;

- использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем;

- оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии;

- создавать и оформлять научный текст.


Владеть:

- умением проектировать программу исследования научной проблемы;

- методами проведения экспериментального исследования;

- способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных;

- умением создавать и оформлять связный научный текст.

ПК-4 Способен создавать

методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего

и реабилитационного

процесса

Знать:

- особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов,

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки;

- содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;


Уметь:

- анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи;

- разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП;

- оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации;

- разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной

реабилитации;


Владеть:

- умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.


3. Содержание дисциплины

(Должно быть представлено в виде аннотации, разделы и темы которой согласуются с тематическим планом, объемом не более 1 стр.)

Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки. Проблема терминологии в современной специальной педагогике и психологии. Категориальный аппарат дефектологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содержания специальной педагогики и специальной психологии. Научно-теоретические и прикладные задачи современной специальной педагогики. Взаимосвязь дефектологической педагогической науки и практики. Связь дефектологии с другими науками. Научные школы в различных отраслях отечественной специальной педагогики.

Интеграция отечественной системы специального дефектологического образования с мировым образовательным пространством. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Интеграция России в общеевропейскую систему гарантии качества образования. Дистанционное образование как фактор формирования единого образовательного пространства. Основные направления развития образования. Проектирование путей развития образования. Приоритетные национальные проекты в области образования, развития и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система специального образования на этапе модернизации: действенность, проблемы и перспективы. Нормативно-правовые основы развития российского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья как научная проблема. Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России. Проблемы создания системы и разработки психолого-педагогических технологий ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии. Проблемы диагностики и коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта. Проблемы социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии.

Состояние и перспективы интегрированного и инклюзивного образования. Современное понятие интеграции. Основные принципы и педагогические технологии инклюзивного обучения. Проблемы изучения особенностей речевого и психического развития отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и включения их в совместный процесс обучения со здоровыми сверстниками. Проблема внедрения информационных технологий обучения в специальном образовании. Проблемы кадрового обеспечения реализации практики специального и инклюзивного образования.



4. Тематический план

п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические занятия

самостоятельная работа

1.

Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки

34

2

2

30

2.

Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья как научная проблема

35

2

1

32

3.

Состояние и перспективы интегрированного и инклюзивного образования

35

2

1

32


зачет

4




Итого

108

6

4

94


6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)


6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации


Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения


Показатели по уровням

оценка

Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100%

отлично

Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94%

хорошо

Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79%

удовлетворительно

Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60%

неудовлетворительно

1) Составление конспекта

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:

  • план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

  • текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

  • свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

  • тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность

  • Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  • Выделите главное, составьте план;

  • Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  • Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  • Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

  • В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Конспекты статей, параграфов и глав или полного текста брошюр, книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.


Критерии оценивания конспекта


Показатели по уровням

Оценка

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Запись основных мыслей сопровождается примерами, таблицами, схемами.

отлично

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные, они сопровождаются примерами, но не содержат таблицы, схемы.

хорошо

Конспект выполнен не в с соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст представлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения

удовлетворительно

Конспект не составлен

неудовлетворительно


2) Составление терминологического словаря (глоссария)

Глоссарий - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине /разделе/теме.

К каждому термину дайте определение, используя: записи лекционных и практических занятий; основную, дополнительную и справочную литературу; сайты Интернета. Составьте его в рукописном варианте или, пользуясь текстовым процессором самостоятельно и индивидуально. В скобках рядом с термином укажите использованные источники.


Критерии оценивания составление терминологического словаря


Показатели по уровням

Оценка

Содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению

отлично

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

хорошо

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование, имеются ошибки в оформлении

удовлетворительно

Глоссарий не составлен

неудовлетворительно


3) Составление таблиц и схем

Схема (таблица) – это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно. Составление/заполнение таблиц (схем) представляет собой вид учебной деятельности, названной Шаталовым В. Ф. разработкой "опорного сигнала". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.

Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (основная и дополнительная литература, словари, справочники, сеть Internet), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастера Таблиц. Схема (таблица) составляется индивидуально. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе).

Рекомендации по составлению таблиц:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, общие понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните таблицу данными.

7. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, символы, «яркие» примеры.

8. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Схема (таблица) состоит из нескольких тематических разделов связанных между

собой логически. Элементами работы могут быть: информационные блоки, соединенные стрелками или выносками, текстовыми связками; столбцы и строки, на пересечении которых в ячейка сконцентрирована информация, строки и столбцы обязательно имеют названия (характеристики); краткое пояснение по работе со схемой (таблицей).

Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.


Критерии оценивания выполнения задания


Показатели по уровням

Оценка

Графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению

отлично

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

хорошо

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом имеются неточности в изложении материала и ошибки в оформлении

удовлетворительно

Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, имеют место незаполненные графы схемы (таблицы); допущены грубейшие ошибки в оформление работы; задание не выполнено

неудовлетворительно


4) Темы докладов


  1. Мировое образовательное пространство.

  2. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

  3. Дистанционное образование как фактор формирования единого образовательного пространства.

  4. Международные образовательные программы и проекты.

  5. Отечественная концепция интегрированного обучения.

  6. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.

  7. Система образования детей с отклонениями развития в Смоленской области.


Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.

Этапы работы над докладом:

1. Формулирование темы (если тематика не определена преподавателем).

2. Подбор и изучение основных источников по теме (используется не менее 3-5 различных источников).

3. Составление списка использованных источников в алфавитном порядке.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана доклада.

6. Написание доклада.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура доклада:

- титульный лист (на нем: наименование образовательной организации, факультета, кафедры; тема; Ф.И.О. студента, курс, группа, направление и профиль обучения; год);

- оглавление (последовательно излагаются названия структурных компонентов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый раздел);

- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- в заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким;

- список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Требования к оформлению доклада:

1. Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц компьютерного текста.

2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

5.Доклад должен быть оформлен в соответствии с техническими требованиями: поля (левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм); шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman; междустрочный интервал – полуторный; отступ красной строки - 1,25 см; выравнивание текста - по ширине.


Критерии оценки доклада: актуальность темы доклада; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; соответствие оформления доклада требованиям.

Доклад оценивается по системе

Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.



Требования к презентации


Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.

  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.

  • Последними слайдами должен быть список используемых источников.


Требования к оформлению слайдов:

  • Единый стиль оформления.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.

  • По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.


Требования к представлению информации:

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.


Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации


Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела


2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

Макс. 3 балла

- соответствие основных идей целям и задачам;

- актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

- достоверность информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла


- графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

- диаграммы и графики;

- экспертные оценки;

- ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла


- хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

- структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

- от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла


- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

Макс. 3 балла

- шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

- грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании и опечатки


Оценивание презентации

Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.


5) Темы эссе


  1. Почему современная наука рассматривается как социокультурный феномен?

  2. Что такое научная картина мира?

  3. Методологическая рефлексия – это что?

  4. Почему возникают трудности при подготовке специалистов службы сопровождения?

Требования к эссе


1. Текст должен отражать позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме современной дефектологии). Автор должен высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность выбранной позиции.

2. В тексте должно быть продемонстрировано владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета.

3. Текст должен быть завершенным и четко структурированным, посвященным строго заданной выбранной темой проблематике.

4. Стилевое решение, структурная организация текста, лексика должны соответствовать заданной тематике и поставленной автором задаче.

5. Структура эссе: введение (в нем даётся краткая характеристика проблемной области по выбранной теме), основная (в ней раскрывается тема), заключение (в нем отражаются выводы по теме исследования, предложения о дальнейших работах в данной области и т.п.), список использованных ссылок и литературы (не менее 3).

6. Объем – не более 12000 знаков, шрифт Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 14, междустрочный интервал – полуторный.


Критерии оценивания эссе


Критерии

Максимальный балл

1. Уровень владения языком написания эссе (четкость и лаконичность изложения мыслей)

5

2. Владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета.

5

3. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы (творческий подход при осмыслении темы)

5

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте раскрытия темы эссе.

5

5. Аргументация своей позиции с опорой на научные концепции, факты социально-экономической действительности или собственный опыт.

5

6. Соответствие работы формальным требованиям (структура эссе и его оформление)

5

Оценивание эссе

Эссе оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.



6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации



Темы проектов


  1. Интеграция школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей с ОВЗ в контексте глобального образования.

  2. Современное состояние региональной системы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями.

  3. Дистанционное обучение учащихся с ОВЗ: преимущества и риски.

  4. Современное состояние региональной системы логопедической помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

  5. Проблемы кадрового обеспечения реализации практики специального и инклюзивного образования.


Этапы работы над проектом

  1. Этап целеполагания (выбор проблемы, определение, формулирование тем, формирование микрогрупп для реализации проекта, распределение заданий);

  2. Этап планирования (объединение проблемы и темы, анализ и подбор литературы, формулирование цели, задач этапов работы);

  3. Этап выполнения и реализации (определение и анализ промежуточных результатов, обсуждение выполненного этапа работы, возможностей корректировки, определение тактики возможных действий, структурирование практического материала);

  4. Этап защиты проекта (устное сообщение, презентация).


Критерии оценивания проекта


Критерии

Максимальный балл

  1. Конкретность структурных элементов проектной разработки

5

  1. Целостность и связность структурных элементов проекта

5

  1. Обоснованность представленного проекта

5

  1. Применение информационных технологий для презентации

5

Оценивание проекта

Проект оценивается по балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

15 и более баллов – «отлично»;

12 – 14 баллов – «хорошо»;

11 – 13 баллов – «удовлетворительно;

менее 10 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе промежуточной оценки знаний программного материала.


Критерии выставления зачета


Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной и качественной работы на практических занятиях и по итогам защиты проекта.

Результаты сдачи зачета оцениваются отметками: «зачтено», «не зачтено».

Зачтено:

знает методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; требования к написанию и оформлению научных текстов; особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющихпсихолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи.

умеет проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; планировать и проводить экспериментальное исследование; использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; создавать и оформлять научный текст; анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации;

владеет умением проектировать программу исследования научной проблемы; методами проведения экспериментального исследования; способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; умением создавать и оформлять связный научный текст; умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.

Не зачтено:

не знает методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; требования к написанию и оформлению научных текстов; особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющихпсихолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;

не умеет проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; планировать и проводить экспериментальное исследование; использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; создавать и оформлять научный текст; анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации;

не владеет умением проектировать программу исследования научной проблемы; методами проведения экспериментального исследования; способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; умением создавать и оформлять связный научный текст; умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.



7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы


7.1. Основная литература


  1. Дефектология: современные проблемы и перспективы развития / Е.Н. Горина, Ю.В. Селиванова, Н.А. Удовиченко [ и др.]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014.312 с.

  2. История и философия науки : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Мамзин [и др.] ; под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 360 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00443-4. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A4A8F2AF-8EE8-4D8D-8C0D-4D9D2C6C040B

  3. Канке В. А. История, философия и методология педагогики и психологии : учебное пособие для магистров / В. А. Канке, М. Н. Берулава ; под ред. М. Н. Берулавы. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 487 с. — (Серия : Магистр). — ISBN 978-5-9916-2990-4. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/83FE1D28-0EE6-48AF-8D22-6CFD7A04C847

  4. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 428 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01961-2. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/5C20B6F9-5AE3-497F-95FE-8C6B82CD8A94

  5. Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 274 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01963-6. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1


7.2. Дополнительная литература


  1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / И. Б. Агаева; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБО ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». – 2-е изд., доп. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012.

  2. Краевский В.В., Бережнова Е.В.Методология педагогики: новый этап.- М., 2009.

  3. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  4. Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учебное пособие / А. В. Коржуев, В. А. Попков; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 184 с.

  5. Лапп Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М: Издательство Юрайт, 2017. — 147 с. — (Серия : Авторский учебник). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/C895D5A0-B538-4980-BD64-FB14F6CB95AE

  6. Николаева Т.В. Роль информационных технологий в формировании профессиональных умений сурдопедагога в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом // Дефектология. – 2012. - № 4. – С.23-31.

  7. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. – 2012. - № 1. – С.3-9.



7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»


http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

http://www.iprbookshop.ru/elibrary ЭБС

http://www.pedlib.ru – онлайн педагогическая библиотека

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации

www.deafworld.ru – сайт содержит информацию о методах слухопротезирования, кохлеарной имплантации, консультации специалистов.






8. Материально-техническое обеспечение


Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).




9. Программное обеспечение


  1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

  2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

  • Microsoft Windows Professional 7 Russian;

  • Microsoft Office 2010 Russian.