1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВКР (магистерской диссертации)

 

      ВКР – это выпускная работа, высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента, на основе которой он аттестует­ся как подготовленный к ра­боте профессионал.

     Она выполняется как интеграция знаний из разных учеб­ных дисциплин, относящихся к изучаемой проблеме. Созда­ние ее, выпускник демонстрирует весь набор умений, полу­ченных им за годы вузовского обучения, по работе с теоретиче­ским и эмпирическим материалом, самостоятельному проек­тированию исследования, по подготовке и проведению экспе­римента, по письменному изложению результатов своего ис­следования. Этим подтверждается соответствие требованиям государственного стандарта высшего профессионального об­разования.

ВКР магистра может быть развитием темы, которой посвящена курсовая, и включать в себя ранее осуществленное реферирование. Технологически она строится по полной про­грамме проведения психолого-педагогического исследования небольшой, доступной, конкретной проблемы.

 

1.1. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВКР:

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список литературы;

– приложение.

 

1.1.1. Введение

      Это пролог всего исследования, его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя работу.

– актуальность исследования;

– проблема исследования;

– объект исследования;

– предмет исследования;

– гипотеза исследования;

– цель исследования;

– задачи исследования;

– методы исследования;

– практическая значимость исследования;

– положения, выносимые на защиту.

Актуальность исследования определяется и описы­вается на основании:

 –  соответствия ее государственному и региональному зака­зу, т. е. тем идеям и положениям, которые заложены в зако­нах, положениях, указах, постановлениях и рекомендаци­ях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной;

степени ее разработанности в науке, прежде всего — оте­чественной, в том числе и учеными своего вуза;

 состояния практического воплощения и практической по­требности в разрешении вопросов, определяющих тему.   

     Проблема исследованияэто попытка осмыслить «слабое звено» – одну из сторон противоречия между знанием и незнанием, между новыми фактами и существующей теорией, которая оказывается не в состоянии эти факты объяснить, так как не раскрыта их сущность, неизвестны закономерные связи явлений.

     Подходить к определению научной проблемы можно как от запросов практики, так и от запросов науки. Но в обоих случаях непременным критерием выбора проблемы является ее актуальность, т.е. необходимость для дальнейшего развития науки или для решения важного вопроса педагогической практики, или для того и другого вместе.

     Объект исследования — это научное или практическое про­странство, в рамках которого ведется исследование.

      Научное пространство — теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое же про­странство — конкретные образовательные, воспитательные или учебные системы, процессы или ситуации.

     Объект исследования определяет условия, в которых и бу­дет осуществляться работа по достижению намеченной цели.

     Предмет исследования — та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преоб­разованию.

     Это «слабое звено», обнаруживаемое уже в противоречии, затем становящееся проблемой и, наконец, включенное в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулирует­ся почти идентично последней.

     Гипотеза исследования — это предположение о путях достижения цели по преобразованию предмета исследования, по созданию усло­вий для его развития и совершенствования.

      Чаще всего она строится по алгоритму: «А будет усовершенствовано, если используются В, С,D».

     Цель исследованияэто поиск решения проблемы, обозначенной в противоречии.

     Цель как предвидение результата исследования всегда фор­мулируется в позитивной форме повествовательного предло­жения, обычно с помощью глагольных форм — «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.

     Задачи исследования будучи фрагментами цели, подце­лями, ставятся только после разработки гипотезы.

     Задачи — это ступеньки поиска, потому они и выделяются в соответствии с его логикой.

     Задачи следует формулировать с помощью глаголов, а так­же  имен существительных: «проведение», «изучение», «обоб­щение», «разработка».

     При определении задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире ее. Цель достигается через решение задач, а потому каждая из таковых должна в своем решении продвигать исследование к намеченной цели, в сумме же своей задачи должны ей соответствовать.

     Методы исследования определяются поставленными зада­чами. Для разрешения каждой из них требуются особые ме­тоды.

Если речь идет о теории вопроса, нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды ана­нте, обобщение, моделирование и т. д. Если же дело касается практики, то необходимы эмпирические: методы наблюдения, изучения продуктов деятельности и документации, экспери­мент, различные виды опросов и т. д.

     Особо выделяются методы обработки полученных дан­ных — конкретных фактов или статистических показателей. В таком случае говорят о методах качественного и количест­венного, т. е. статистического, анализа. Первые — методы по­нятийного описания, вторые — математического описания изучаемых явлений.   

     – теоретические:

     а) исторические (изучение неизвестных страниц истории, науки и образования, научной и практической деятельности персоналий; изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений; сравнительная характеристика каких-либо фактов, данных, научных положений, возникающих в различные временные периоды истории образования и науки);

     б) методологические (теоретическое изучение и описание какого-либо психологического или педагогического феномена;

     – эмпирические:

     а) экспериментальные (изучение изменений психики, здоровья, знаний, поведения или отношения детей под влиянием изменяемых экспериментатором условий их обучения и воспитания);

     б) опытно-практические (изучение и описание практического опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога, психолога, демонстрирующего высокие результаты).

     Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике образовательного и иного учре­ждения, а также для продолжения исследования.

     Этим определяется его «потребительная стоимость» и воз­можность включения в «сферу образовательных услуг». Студент, как исследователь, такие «услуги» оказал и теперь определяет, кому они могут понадобиться еще. При этом определя­ется практическая значимость прежде всего того нового, что внес исследователь.

     Определение практической значимости происходит сле­дующим образом.

     1) мысленно анализируется база исследования, т.е. то учреждение, в котором проводилась эмпирическая (экспе­риментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы.

     2) выделяется участок, где успешно прошел экс­перимент.

     3) определяется, где еще есть подобные ситуации и специалисты, способные использовать данные рекомендации.

     4) выделяются новые проблемы и идеи, кото­рые не исследовались студентом, но возникли в ходе его исследования. «Потребителями» таких идей могут стать другие исследователи.

     Так, определяется, какими педагогами, при работе с каки­ми детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации исследования, а также, какие проблемы могут быть темой и предметом после­дующих изысканий. 

     Положения, выносимые на защиту формируются те предположительные результаты, которые автор хочет доказать (защитить).

 

1.1.2. Основная часть.

     Строится на основе спроектированного научного аппарата.

      Здесь все должно быть подчинено достижению поставленной цели по преобразованию предмета исследования выбранными студентом методами.

Таблица 1.

 

Разделы работы

Глава I

Обзор литературы по проблеме, в конце которого дается ее обобщенный анализ с указанием, какие вопросы недостаточно освещены:

– дается, как правило, обобщенная характеристика литературы;

– могут быть выделены основные направления (течения, концепции, точки зрения), подробно проанализированы наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений;

– данные остальных авторов представляются кратко, но отмечается то оригинальное, что отличает их работу от подробно разобранных фундаментальных работ;

– излагая факты и идеи различных исследователей, автор выражает свое отношение к этим идеям: с одними соглашается, другие берет под сомнения или опровергает, третьи использует для доказательства слабой разработанности проблемы в науке и т.д.

Глава II

Материал, методы обследования:

– кратко освещается основная характеристика контингента испытуемых, которые исследовались автором: количество, их возраст, состояние здоровья и другие сведения, которые позволяют представить группу испытуемых;

– указывается учреждение, на базе которого осуществлялось экспериментальное изучение (обучение); календарные сроки проведения исследования;

– раскрываются общенаучные (теоретические и эмпирические) и частные методы исследования;

– полностью описываются организация и методика исследования (или обучения), способы обработки экспериментальных данных;

– анализ результатов исследования (обучения).

 

1.1.3. Заключение.

     Дается представление об основных результатах работы, их анализ, сравнение с данными других авторов. Это краткое изложение содержания всей работы. В связи с этим в нем должно быть отражено:

     – наиболее существенные данные экспериментального изучения и обучения;

     – ответы на те вопросы, которые были поставлены во введении;

     – применение данных литературного обзора в исследовании;

     – соотнесение результатов исследования с данными литературы.

1.1.4. Список литературы.

     Должны быть представлены использованные в работе:

     – нормативно-правовые акты;

     – литература;

     – интернет-ресурсы.

1.1.5. Приложение.

     Это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отельные положения исследования и не вошедшие в текст основной части:

     –копии планов и программ;

     – фотографии;

     – тексты тестов и опросников;

     – образцы детских рисунков и сочинений;

     – отчеты;

     – документы или выписки из них;

     – уставы;

     – положения и т. п.

 

1.2. ОФОРМЛЕНИЕ ВКР

Оформление выпускной квалификационной работы

Технические требования

Выпускная квалификационная работа печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 35 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм. Шрифт Times New Roman кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Все структурные элементы работы выполняются одним шрифтом.

            Страницы выпускной квалификационной работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Титульный лист оформляется по установленному образцу.

Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.

Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы и рисунки должны иметь названия и сплошную порядковую нумерацию (например, табл. 1, рис. 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста выпускной квалификационной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник.

Правила оформления библиографического списка

Библиографический список включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы которых использовались при написании магистерской диссертации. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая и учебная литература,  периодическая литература (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники и другие отчетные и учетные материалы, Интернет-сайты. Порядок построения списка определяется автором выпускной квалификационной работы и научным руководителем.

Способ расположения материалов в списке литературы алфавитный. Фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строго по алфавиту. В одном списке разные алфавиты не смешиваются, иностранные источники обычно размещают в конце перечня всех материалов.

При оформлении библиографического списка указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы.

Правила оформления ссылок на использованные литературные источники

Правила оформления ссылок на литературные источники разрабатываются кафедрой в соответствии со спецификой сферы научного знания и доводятся до сведения студентов.

Правила оформления приложений

Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

 

2. ОЦЕНКА ВКР

Матрица оценивая ВКР

                                                                                                                                                                                                                       Таблица 2.

п/п

Показатели

качества

ВКР

 

Основные индикаторы

 

 

Компетенции, которые должны быть

продмонстри-

рованы

 

Критерии оценивания

(соответствия требованиям)

«отлично»

 

«хорошо»

 

 

«удовлет-воритель-но»

«неудов-

летвори-тельно»

полностью

соответ-ствует

частично

соответ-ствует

недоста-точно

соответ-ствует

не соответ-ствует

1.     

Обоснование актуальности тематики работы

 

– тема отражает актуальную проблему дефектологии;

– тема направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности магистранта;

– во введении обоснован выбор данной темы..

 

 

 

 

 

2.     

Полнота, корректность и соответствие научного аппарата теме ВКР

– выявлены противоречия и сформулированы проблема и гипотеза;

– правильно определены объект и предмет исследования;

– цель магистерской ВКР соответствует проблеме исследования;

– сформулированы задачи, позволяющие достичь цель ВКР.

 

 

 

 

 

3.     

Полнота, корректность и соответствие понятийного аппарата теме ВКР

– сформирован понятийный аппарат магистерской ВКР.

 

 

 

 

 

4.     

Соответствие содержания работы теме ВКР

– соответствует целевой установке и задачам ВКР;

– отражает полноту реализации цели ВКР;

– отражает готовность к решению задач основных видов профессиональной деятельности, указанных для магистрантв во ФГОС ВО: диагностико-консультативной; исследовательской; культурно-просветительской;

– комплексность и интегративность работы (применение знаний гуманитарных, естественно-математических и общепрофессиональных дисциплин).

 

 

 

 

 

5.     

Отражение степени разработанности проблемы

– продемонстрировано умение ретроспективного анализа литературы и источников по проблеме;

– степень полноты обзора состояния проблемы;

– имеются ссылки на зарубежных авторов или зарубежные «школы», передовой опыт;

– продемонстрировано умение критически оценивать концепции различных авторов.

 

 

 

 

 

6.     

Ясность, логичность и научность изложения содержания

– теоретическое обоснование выполнено системно и логично:

– язык и стиль изложения содержания соответствуют жанру ВКР;

– теоретические знания соответствуют требованиям ФГОС ВО.

 

 

 

 

 

7.     

Уровень и корректность использования методов и технологий исследования (проектирования)

– умение выбрать и обосновать методы и технологии решения проблемы;

– корректность использования методов и технологий исследования (проектирования).

 

 

 

 

 

8.     

Анализ результатов и выводы

– имеются выводы после каждой главы;

– заключительные выводы и предложения обоснованы и опираются на содержание работы  и результаты исследования;

– прослеживается личностная позиция автора;

– в выводах теоретические положения логично связаны с практическими рекомендациями.

 

 

 

 

 

9.     

Практическая значимость результатов

– имеются рекомендации по использованию материалов ВКР в практической деятельности;

– предложены конкретные технологии в области профессиональной деятельности;

– ВКР содержит новые подходы к решению исследуемой проблемы;

– имеется акт о внедрении результатов исследования (проектирования).

 

 

 

 

 

10.

Оформление работы

– работа имеет четкую структуру;

– работа оформлена с применением компьютерных технологий;

– соответствие техническим требованиям к оформлению;

– текст имеет деление на абзацы;

– название глав и параграфов соответствует внутреннему содержанию и оглавлению работы;

– список источников и литературы оформлен в соответствии с ГОСТ;

– ссылки на информационные источники и оформление цитат соответствуют требованиям ГОСТ;

– оформление и нумерация таблиц, рисунков и ссылок на них соответствует требованиям ГОСТ;

– приложения и ссылки оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ.