1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В. ДВ.01.06 «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений» относится к части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедическое образование». Данная дисциплина позволяет подготовить компетентного магистра, ориентирующегося в современных проблемах науки, образования и всестороннего развития лиц с ограниченными возможностями здоровья; стремящегося к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию.

Для освоения дисциплины «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений» будущие магистры используют знания, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Технологии развития критического мышления», «Методология и методы научного исследования», «Управление проектами», «Современные информационно-коммуникационные технологии в научных исследованиях», «Инновационные технологии в образовании», «Актуальные проблемы специального дефектологического образования», «Содержание и методы логопедической практики», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний».

Освоение дисциплины «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Проектирование образовательных программ», «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Актуальные проблемы формирования индивидуального лексикона детей с нарушениями речи», «Логопедическая работа с детьми, имеющими ментальные нарушения», «Технологии выявления и преодоления дизорфографии», «Современные методы диагностики и коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты», для прохождения учебной, научно-исследовательской и производственной практики, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).


2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

ПК-2 Способен проектировать и реализовывать

коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и

современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи

Знать:

- структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;

- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;

- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, его специфику;

- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации лиц с нарушениями речи совместно со специалистами реабилитационной команды;


Владеть:

- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами;

- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями

ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- характеристику возрастных этапов психического развития при разных видах дизонтогенеза;

- принципы, содержание, методы и организацию психолого-педагогической

диагностики обучающихся с нарушениями речи;

- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;

- применять разные методы проведения обследования;

- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;

- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;

- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;

- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации лиц с нарушениями речи;

- взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах

реабилитанта;

Владеть:

- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;

- методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;

- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;

- умением сформулировать рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;

- навыками проведения семейного консультирования, направленного на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;

- методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;

- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.




3. Содержание дисциплины

(Должно быть представлено в виде аннотации, разделы и темы которой согласуются с тематическим планом, объемом не более 1 стр.)


Научно-педагогическое исследование речи. Исследование речи как научно-педагогическая проблема. Моделирование этапов процесса исследования речи. Способы модернизации различных видов диагностических исследований.

Трансдисциплинарный характер исследований в области логопедии. Клинические основы логопедии. Психологические основы логопедии. Лингвистические аспекты в исследовании речи. Психолингвистический аспект изучения речи и ее нарушений. Основы онтолингвистики в логопедических исследованиях.

Современные тенденции в разработке структуры и содержания изучения речи. Модернизация содержания и критериального аппарата исследования фонетико-фонематической стороны речи в связи с ориентацией на анализ составляющих языковой способности. Современные тенденции в разработке структуры и содержания изучения интонационной стороны речи. Инновационные направления в исследованиях слоговой структуры. Клинические и психологические аспекты исследования голосовой функции. Модернизация исследовательского аппарата индивидуального лексикона. Лингвистические и психолингвистические составляющие логопедического обследования грамматического строя речи. Речеведческие основы изучения диалогической речи. Исследование монологической речи с мультидисциплинарных позиций. Современные методики исследования письменной речи.

Стандартизация логопедических методик. Направления стандартизации. Требования к стандартизации процедуры диагностического исследования. Этапы стандартизации методики. Тестовое испытание как вариант стандартизированного метода для измерения различных характеристик лиц взрослой популяции. Информационные компьютерные технологии как средство диагностики, обучения и контроля.

4. Тематический план

п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические занятия

самостоятельная работа

1.

Трансдисциплинарный подход к исследованию речи в области логопедии

27

2

2

23

2.

Модернизация исследования произносительной стороны речи

27

2

2

23

3.

Интегративный подход к исследованию лексико-грамматической стороны речи

27

2

2

23

4.

Исследование диалогической и монологической речи с мультидисциплинарных позиций

27

2

2

23

5.

Стандартизированные методики исследования речи

27

2

2

23


Экзамен

9




Итого

144

10

10

115



6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)


6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации


Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения

Показатели по уровням

оценка

Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100%

отлично

Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94%

хорошо

Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79%

удовлетворительно

Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60%

неудовлетворительно

1) Составление конспекта

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:

  • план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

  • текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

  • свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

  • тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность

  • Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  • Выделите главное, составьте план;

  • Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  • Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  • Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

  • В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Конспекты статей, параграфов и глав или полного текста брошюр, книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.


Критерии оценивания конспекта


Показатели по уровням

Оценка

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Запись основных мыслей сопровождается примерами, таблицами, схемами.

Отлично

100-90 баллов

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные, они сопровождаются примерами, но не содержат таблицы, схемы.

Хорошо

89-70 баллов

Конспект выполнен не в с соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст представлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения

Удовлетворительно

69-50 баллов

Конспект не составлен

Неудовлетворительно

меньше 49 баллов


2) Составление терминологического словаря (глоссария)

Глоссарий - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине /разделе/теме.

К каждому термину дайте определение, используя: записи лекционных и практических занятий; основную, дополнительную и справочную литературу; сайты Интернета. Составьте его в рукописном варианте или, пользуясь текстовым процессором самостоятельно и индивидуально. В скобках рядом с термином укажите использованные источники.


Критерии оценивания составление терминологического словаря


Показатели по уровням

Оценка

Содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению

Отлично

100-90 баллов

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

Хорошо

89-70 баллов

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование, имеются ошибки в оформлении

Удовлетворительно

69-50 баллов

Глоссарий не составлен

Неудовлетворительно

меньше 49 баллов


3) Составление таблиц и схем

Схема (таблица) – это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно. Составление/заполнение таблиц (схем) представляет собой вид учебной деятельности, названной Шаталовым В. Ф. разработкой "опорного сигнала". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.

Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (основная и дополнительная литература, словари, справочники, сеть Internet), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастера Таблиц. Схема (таблица) составляется индивидуально. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе).

Рекомендации по составлению таблиц:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, общие понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните таблицу данными.

7. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, символы, «яркие» примеры.

8. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Схема (таблица) состоит из нескольких тематических разделов связанных между

собой логически. Элементами работы могут быть: информационные блоки, соединенные стрелками или выносками, текстовыми связками; столбцы и строки, на пересечении которых в ячейка сконцентрирована информация, строки и столбцы обязательно имеют названия (характеристики); краткое пояснение по работе со схемой (таблицей).

Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.


Критерии оценивания выполнения задания


Показатели по уровням

Оценка

Графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению

Отлично

100-90 баллов

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

Хорошо

89-70 баллов

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом имеются неточности в изложении материала и ошибки в оформлении

Удовлетворительно

69-50 баллов

Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, имеют место незаполненные графы схемы (таблицы); допущены грубейшие ошибки в оформление работы; задание не выполнено

Неудовлетворительно

меньше 49 баллов


4) Разработка и оформление презентаций

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.

  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.

  • Последними слайдами должен быть список используемых источников.


Требования к оформлению слайдов:

  • Единый стиль оформления.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.

  • По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.


Требования к представлению информации:

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.


Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела


2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

Макс. 3 балла

- соответствие основных идей целям и задачам;

- актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

- достоверность информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла


- графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

- диаграммы и графики;

- экспертные оценки;

- ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла


- хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

- структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

- от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла


- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

Макс. 3 балла

- шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

- грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании и опечатки


Оценивание презентации

Презентация оценивается по балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.


5) Критерии оценки творческих работ любого вида

Оценка «отлично» ( 100-90 баллов) выставляется студенту, если в творческой работе представлена собственная точка зрения (позиция, отношение, своя идея); проблема раскрыта интересным, необычным способом, при этом студент может теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт.

Оценка «хорошо»(89-70 баллов) выставляется студенту, если в творческой работе представлена собственная точка зрения (позиция, отношение, своя идея); проблема достаточно интересным, необычным способом, но при этом студент не в полной мере может теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт.

Оценка «удовлетворительно» (69-50 баллов) выставляется студенту, если в творческой форме представлена точка зрения (позиция, отношение, идея) какого-либо ученого, практика; студент делает попытку теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт

Оценка «неудовлетворительно»( меньше 49 баллов) выставляется студенту, если работа выполнена формально, большая часть выполнена не по теме, не представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы или работа не сдана.



6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации


Итоговый контроль по курсу предусматривает экзамен и проводится в соответствии с Учебным планом в третьем семестре согласно расписанию деканата.

Экзамен проводится в форме защиты проекта.

Темы проектов

  1. Исследование механизмов, лежащих в основе формирования слоговой структуры слова.

  2. Применение компьтерных технологий в исследовании состояния звуковой стороны речи.

  3. Диагностика голоса в пубертантом периоде.

  4. Исследование голосовой функции детей с врожденной расщелиной губы и неба.

  5. Обследование организации и объема словаря пассивного и активного словаря ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи, используя психолингвистические методы.

  6. Обследование организации и объема словаря пассивного и активного словаря ребенка школьного возраста с недоразвитием речи, используя лингво-когнитивный подход.

  7. Исследование словообразовательной компетенции ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  8. Предложно-падежные формы в детской речи» (самостоятельно укажите возрастную группу и сформулируйте логопедическое заключение).

  9. Ответные реплики ребенка в диалоге со взрослыми.

  10. Исследование диалогического взаимодействия младших школьников в совместной деятельности.

  11. Обследование образных языковых средств в речи школьников.

  12. Обследование образных языковых средств в речи дошкольников.

  13. Использование тестовых методик в исследовании интонационного восприятия.

  14. Обследование навыка чтения у детей с дислексией.

  15. Выявление предпосылок возникновения нарушений чтения у детей дошкольного возраста.

  16. Диагностика трудностей пересказа текста детьми с тяжелыми нарушениями речи.


Этапы работы над проектом

  1. Этап целеполагания (выбор проблемы, определение, формулирование тем, формирование микрогрупп для реализации проекта, распределение заданий);

  2. Этап планирования (объединение проблемы и темы, анализ и подбор литературы, формулирование цели, задач этапов работы);

  3. Этап выполнения и реализации (определение и анализ промежуточных результатов, обсуждение выполненного этапа работы, возможностей корректировки, определение тактики возможных действий, структурирование практического материала);

  4. Этап защиты проекта (устное сообщение, презентация).



Критерии оценивания проекта


Критерии

Максимальный балл

  1. Конкретность структурных элементов проектной разработки

5

  1. Целостность и связность структурных элементов проекта

5

  1. Обоснованность представленного проекта

5

  1. Применение информационных технологий для презентации

5


Оценивание проекта

Проект оценивается по балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

20 - 18 баллов – «отлично»;

17 – 14 баллов – «хорошо»;

13 – 11 баллов – «удовлетворительно;

менее 10 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе промежуточной оценки знаний программного материала.


Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются отметками: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.


Оценивание ответов студента

"Отлично"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

"Хорошо"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

"Удовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

"Неудовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.


7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

7.1. Основная литература

  1. Ахутина Т.В., Фотекова Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 157с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-06800-9. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/453409.

  2. Глухов В.П.Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов— 3-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 323 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-13096-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449171

  3. Дрещинский В.А.Методология научных исследований: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 274 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/453548

  4. Колесникова Г.И. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для вузов— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 261с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11560-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/452046

  5. Фуряева Т.В.Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 247с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-09285-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/454538.


7.2. Дополнительная литература

  1. Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов/ В.В.Афанасьев, О.В.Грибкова, Л.И.Уколова.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 154с— (Высшее образование).— ISBN 78-5-534-02890-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/453479

  2. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография / Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. - М.:Прометей, 2013.- Режим доступа: http://www.logo-mpgu.ru/assets/files/babina_sharipova_monografiya.pdf.

  3. Байбородова Л.В., Чернявская Л.В.Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 221с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/452322.

  4. Белякова Е.Г., Строкова. Т.А Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие для вузов — Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 243 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-01054-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/451789.

  5. Волковская Т.Н., Левченко И.Ю.Логопсихология: учебник для вузов — Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 190 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-12709-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/448157 .

  6. Выготский Л.С. Мышление и речь : сб. / Л. С. Выготский.М. : Астрель, 2011.- Режи доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1-0162-1.shtml

  7. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста.— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 268 с.— ISBN 978-5-534-02288-9. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/8A113E75-6A32-48A0-B61E-0AC042D48703

  8. Глухов В.П.Психолингвистика: учебник и практикум для вузов— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 419с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/447834

  9. Иншакова О.Б. Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников. _ М.: Изд. В. Секачев, 2018. 282 с.

  10. Калягин В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностик лиц с нарушениями речи: пособие для студ., педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т.С. Овчинникова. СПб : Каро, 2013. 432 с.

  11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. : Речь, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 330 с.

  12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0306

  13. Корнев А. Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургская гос. педиатрическая медицинская акад.". - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2010. 70 с.

  14. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования / Е. С. Кубрякова; [ редкол.: В. Ф. Новодранова (отв. ред.) и др.]. М. : ЯСК : Знак, 2012. 208 с.

  15. Речь ребенка: проблемы и решения / Рос. акад. наук, Ин-т психологии; под ред. Т. Н. Ушаковой.— М.: Институт психологии РАН, 2008.352 с.

  16. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 189 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-08426-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/455663



7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.smolgu.ru/biblioteka - сайт библиотеки СмолГУ

https://urait.ru - образовательная платформа ЮРАЙТ

https://www.elibrary.ru — научная электронная библиотека

http://www.logo-mpgu.ru/biblio/ - словарно-справочная литература по логопедии, дефектологии; научные и научно-методические статьи; методические, практические и диагностичсекие пособия; диссертации и монографии сотрудников кафедры логопедии МПГУ.

http://www.pedlib.ru – онлайн педагогическая библиотека

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации




8. Материально-техническое обеспечение

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).



9. Программное обеспечение

  1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

  2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

  • Microsoft Windows Professional 7 Russian;

  • Microsoft Office 2010 Russian.