Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Б2.О.02(У) «Технологическая (проектно-технологическая) практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Управление проектами», «Современные информационнокоммуникационные технологии в научных исследованиях» «Инновационные технологии в образовании»), а также дисциплин, относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений («Современные логопедические технологии», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний»).
Прохождение учебной технологической (проектно-технологической) практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин: «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», и прохождения практик всех видов ( производственной и научно-исследовательской), а также для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы магистранта.
2. Планируемые результаты обучения
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
Знать: - способы выявления проблемных ситуаций в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов; Уметь: - находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации; - рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски; Владеть: - способами грамотного, логичного, аргументированного формулирования собственных суждений и оценок; - способами предложения стратегий действий; - способами определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации. |
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
нать: - технологии эффективного использования стратегий сотрудничества для достижения поставленной цели; - технологии определения роли каждого участника в команде; Уметь: - устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели; - демонстрировать понимание результатов (последствий) личных действий и планировать последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролировать их выполнение; Владеть: - способами учитывания в совместной деятельности особенностей поведения и общения разных людей; - способами эффективного взаимодействия с членами команды, в т.ч. участие в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды; - способами соблюдения этических норм взаимодействия. |
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
Знать: - методы применения рефлексивных методов в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития; Уметь: - определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения; - демонстрировать интерес к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков с целью совершенствования своей деятельности; Владеть: - технологиями формулировки целей собственной деятельности, определения путей их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов; - критическим оцениванием эффективности использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности. |
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
|
Знать: - содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; - особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов; - структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; - требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП; Уметь: - учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ; - проектировать отдельные структурные компоненты АООП; - разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП; Владеть: - умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; - технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП. |
ПК-1 Способен проектировать и провести научное исследование проблемы в профессиональной области с использованием современных методов исследования, подготовить и представить квалификационную работу |
Знать: - методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; - способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; - требования к написанию и оформлению научных текстов; Уметь: - проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; - определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; - планировать и проводить экспериментальное исследование; - использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; - оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; - использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; - создавать и оформлять научный текст. Владеть: - умением проектировать программу исследования научной проблемы; - методами проведения экспериментального исследования; - способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; - умением создавать и оформлять связный научный текст. |
ПК-4 Способен создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса |
Знать: - особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки; - содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи; Уметь: - анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи; - разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП; - оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации; - разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной реабилитации; Владеть: - умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи. |
3. Тип практики
Тип учебной практики: технологическая (проектно-технологическая) практика.
Способ проведения: стационарная, выездная.
Форма проведения учебной практики: дискретно
4. Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
Базой проведения учебной практики являются организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск
ОГБОУ Центр образования и развития «Особый ребенок», г. Смоленск
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска
МБОУ СШ № 6 г. Смоленска
МБОУ СШ №17 г. Смоленска
МБОУ СШ №25 г. Смоленска
МБОУ СШ № 39 г. Смоленска
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
– наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.
Учебная (технологическая (проектно-технологическая)) практика проводится на 2 курсе в 3 семестре.
5. Этапы прохождения практики
№ п/п |
Этапы практики |
Содержание этапа |
|
Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета. |
Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д. |
1. |
Организационный этап |
Участие в установочной конференции и консультациях по практике. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей. Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с содержательными особенностями психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении. Изучение потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда . Составление перечня нормативно-правовой документации, регламентирующей психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ ( ТНР) в организации, осуществляющей образовательную деятельность.(20 часов) |
|
Этап планирования |
Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание основных направлений работы логопеда в учреждении, определяться целями и задачами проводимого студентом исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик. Составление графика мероприятий, их методическое обеспечение . Размещение в дневнике учебной практики следующих материалов: -список обучающихся, зачисленных на логопедические занятия; - бланк индвидуальной карты речевого развития обучающегося, получающего логопедичсекую помощь; - схема (карта) психолого-педагогического обследования обучающегося; - индивидуальнй образовательный маршрут обучающегося по форме, принятой в организации; - рабочая программа логопеда на текущий учебный год по форме, принятой в организации; - адаптированная образовательная программа дошкольного / начального общего / основного общего / среднего образования на основе ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.( 30 часов) |
|
Практический этап |
Самостоятельное проведение диагностических мероприятий: логопедического и психолого-педагогического обследования. Оформление документации на основе полученных результатов, проектирование и разработка программ и планов логопедической работы на период практики. Разработка педагогического проекта на период практики для обучающихся с ТНР ( по заданию руководителя практики и учителя-логопеда). Размещение в дневнике учебной практики следующих материалов: - индвидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедичсекую помощь, заполненная на одного человека; - индивидуальная коррекционная программа развития на обследованного ребенка (как раздел индивидуального образовательного маршрута); -адаптированная образовательная программа, составленная на ребенка с ТНР; - - педагогический проект образовательно-воспитательной направленности на период практики. (146 часов) |
|
Аналитический этап и подведение итогов |
Проводится анализ результатов учебной практики, наиболее удавшиихся форм работы; анализ собственной деятельности с указанием субъективных и объективных трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Анализ особенностей взаимодействия специалистов и семьи в процессе обучения, воспитания детей с нарушениями речи в базовом ОУ. Разработка собственных предложений по совершенствованию форм взаимодействия. Оформление отчетной документации: - отчет; -оценочный лист; -дневник учебной практики. Предполагается участие в заключительной конференции по итогам практики ( 20 часов). |
|
Итого |
216 часов |
6. Критерии оценивания результатов освоения практики
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
-
Список детей с нарушениями речи, зачисленных на логопедические занятия.
-
Речевая карта и карта психолого-педагогического обследования обучающегося.
-
Индивидуальная коррекционная программа развития на обследованного ребенка.
-
Адаптированная образовательная программа, составленная на ребенка с ТНР.
-
Педагогический проект образовательно-воспитательной направленности .
Список детей с нарушениями речи, зачисленных на логопедические занятия
Образец оформления
№ п/п |
Имя ребенка |
Дата рождения |
Основание для зачисления (заключение ПМПК, ПМПк, высокий риск возникновения нарушений речи) |
Заключение ПМПК/ПМПк |
1. |
Миша В. |
22.08.2015 |
Протокол ТПМПК |
Общее недоразвитие речи,(III уровень речевого развития). Сенсомоторная алалия. |
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(дошкольный возраст)
Дата заполнения «___» __________201__г.
Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Возраст ____________ Родители (законные представители) _______________________ _____________________________________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире ____________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объем словаря _____________________________________________________________________________
Системная организация словаря (ассоциативные связи) __________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения _________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Словообразовательная деятельность __________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Синтаксические навыки и умения _____________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Продуцирование текста ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Репродуцирование текста _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции __________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Состояние фонематического слуха _____________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза ________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Слоговая структура слова ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Звукопроизношение __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
|
[с ] |
[с’ ] |
[з ] |
[з’ ] |
[ц ] |
[ш] |
[ж] |
[ ч ] |
[щ] |
[л ] |
[л’] |
[р] |
[р’] |
[н] |
[н’] |
[м] |
[м’ ] |
[ j ] |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[т] |
[т’] |
[д] |
[д’] |
[к] |
[к’] |
[г] |
[г’] |
[х] |
[х’] |
[в] |
[в’] |
[ф] |
[ф’] |
[а] |
[о] |
[у] |
[ы] |
[э ] |
[и] |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата _____________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата ________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
3.3. Речевое дыхание и голосообразование ________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Просодическое оформление речи ___________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы __________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) ________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
6.2. Речевое внимание _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) _________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития ____________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок ________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7.3. Особенности речевого поведения ____________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ______________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________________ _____________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Логопед ____________________________________
Логопедическая карта школьника
(И. А. Смирнова)
Общие сведения
Фамилия, имя________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Школа №__________класс____________
Дата заполнения карты__________________________________________________________
Анамнез
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные актуального обследования
Общая характеристика речи
Развернутость (отдельные слова, фразы, связная речь)
Внятность___________________________________________________________________
Специфические проявления_________________________________________________________
Состояние дыхания:
Тип дыхания - диафрагмалъный, грудной, ключичный
Объем дыхания - достаточный для произнесения____слогов
Темп - нормальный, частый_________________________________________________________
Ритм -- ритмичное, аритмичное_____________________________________________________
Состояние фонации:
Голосоподача - мягкая, твердая, придыхательная_______________________________________
Сила голоса (громкость) - нормальная, слабый голос____________________________________
Тембр голоса нормальный, назализованный, приглушенный, сиплый, хриплый
_____________________________________________________________________________
Модуляция (изменение по высоте) голосоподача интонированная или монотонная___________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
Губы_________________________________________________________________________
Зубы_________________________________________________________________________
Челюсти______________________________________________________________________
Нёбо_________________________________________________________________________
Язык_________________________________________________________________________
Выполнение мимических движений:
Поднимание бровей: вместе_________________поочередно______________________________
Зажмуривание глаз: вместе_________________поочередно______________________________
Улыбка__________ Надувание щек_________________
Состояние артикуляционной моторики:
Подвижность губ:
Оскал________________________________________________________________________
Вытягивание губ вперед_________________________________________________________
Подвижность языка:
Подъем кончика языка внутри рта________________________________________________
Высовывание распластанного языка_______________________________________________
Подъем кончика языка на верхнюю губу___________________________________________
Опускание кончика языка на нижнюю губу_________________________________________
Движения кончика языка вправо-влево____________________________________________
Облизывание губ_______________________________________________________________
Высовывание узкого языка______________________________________________________
Подвижность мягкого нёба:
Произнесение [а] с открытым ртом_______________________________________________
Для всех движений отметить:
- объем выполнения движения
- симметричность движения
Синхронность дыхания, фонации и артикуляции
_____________________________________________________________________________
Чувство ритма
Выстукивание ритмического рисунка:
//____///______/ //_______// /______/ ///______
Состояние фонематической системы:
Состояние слуховой дифференциации фонем по признакам:
Лак-Рак Коза-Коса
Лук-Люк Мишка-Мышка
Состояние фонематического анализа слов, состоящих из 3-5 звуков:
Определение наличия звука в слове «Есть ли звук М в словах: дом, кот, мама ?»_______________________________________________________________________
Выделение звука из слова «Какой первый звук в словах: Аня, Оля, утя ?»_______________________________________________________________________
Количественный звуковой анализ слов «Сколько звуков в словах: сад, каша, кошка ?»____________________________________________________________________
Последовательный (порядковый) звуковой анализ слов «Какой звук в конце слова, в начале, в
середине: дом, мак, лук?» _______________________________________________
Состояние фонематического синтеза ____________________________________________
Состояние фонематических представлений______________________________________
Состояние фонематической системы
Состояние звукопроизношения_________________________________________________
Состояние просодии
Состояние звукослоговой структуры слов:
слон____кран____торт_____волк_____ чашка_____тетрадь_____ трактор_____солнце____
курица____ посуда_____барабан________ телефон_______ велосипед______ телевизор________ кастрюля ______лестница __ электричка______троллейбус_______компьютер_______ магнитофон__________________
Звукослоговая структура фраз:
На плите стоят кастрюля и сковорода______________________________________________
Троллейбус остановился на перекрестке у светофора. _______________________________
Милиционер едет на мотоцикле. ________________________________________________
Темп речи___________________Ритм речи_________________________________________
Наличие разных видов интонации:
повествовательная_________вопросительная__________побудительная________________
Состояние лексической стороны речи
Денотативный аспект лексических значений (показ и название предметов и картинок по категориям):
Конкретные существительные:
Барабан______кукла_____машинка____паровозик____пирамида__________кубики______
Скрепки______тетрадь____ручка______линейка_______карандаш_________ножницы____
Рубашка_____брюки______юбка_______майка_________носки_____________куртка____
Ботинки______сапоги_____туфли______тапки________кроссовки__________босоножки_
Кровать______стол______шкаф_______кресло________диван______________трюмо_____
Кастрюля_____чашка_____блюдце_____чайник________сковорода_____тарелка___стакан___
Огурец________помидор____капуста______свекла_______лук_______баклажан_________
Груша________банан_______яблоко_______виноград______апельсин________ананас____
Автобус______самолет______ корабль____грузовик_____вертолет______электричка__________
Корова_____тигр________собака________медведь______черепаха_______попугай_______
Телевизор_____пылесос____ компьютер_____стиральная машина______ плита____батарея____
Лыжи______санки_______самокат_____велосипед_____ракета_____ роликовые коньки__
Глаголы, обозначающие способы передвижения:
Идет_______ плывет _____ летит _______ ползет _______ бежит _______прыгает _______
Глаголы, обозначающие состояния:
Спит______ сидит______загорает _______ сердится _______ плачет _________ смеется___
Глаголы, обозначающие действия:
Читает ________ пишет_____ умывается ______моет ________пьет _______гладит______
Поет __________ лечит ______ рисует_______ варит_________продает ______строит_____
Качественная прилагательные:
Высокий______низкий______красный _______ синий ______ тяжелая ______легкий ____
Относительные прилагательные:
Апельсиновый ___ клубничное ___ бумажный__пластилиновая___деревянный____стеклянный____
Притяжательные прилагательные:
Бабушкина ________________ тетина ___________ медвежьи_________птичий__________
Числительные:
Первый______ второй______ третий _________ четвертый_____________ пятый_________
Первая _______ вторая_______ третья _________ четвертая __________ пятая
Предлоги:
В_____на_____над______под _____перед ____за____ из____ из-за _____по____ от ____к___
Сигнификативный аспект лексических значений (показ и называние предметов, имеющих идентичные названия):
Собака ____________ стол _________ кукла ____________машина_______________
Структурный аспект лексических значений:
Парадигматические отношения
Подбор антонимов:
Жарко - ______ входит - _____ большой - ______ грустный - ______ грязный - _____ вверху - ____
Подбор синонимов:
Бежит - _____________________________________________________________________________
Красивый - __________________________________________________________________________
Часть - целое:
Рукав - ______ пуговица - _______руль -______ листок -________ страница - _________окно - _______касса -__________плита -_________
Синтагматические отношения
Мужчина идет_______ Корабль плывет _______ Птица летит _______Змея ползет _____Спортсмен бежит__Девочка прыгает ___ Кошка спит______Женщина сидит _______ Мужчина загорает_______
Мальчик сердится____Малыш плачет____Малыш смеется________Девочка читает____Мальчик пишет____Девочка умывается____Мальчик моет_______Бабушка пьет____Мама гладит______
Певец поет____Врач лечит____Художник рисует____Повар варит____Продавец продает__
Строитель строит ___Высокий дом____Низкий дом _____Красный круг ___Синий круг __
Тяжелая гиря____Легкий шарик ____Апельсиновый сок ____Клубничное варенье _____Бумажный кораблик_____Пластилиновая ворона_____ Деревянный человечек____ Стеклянный шар
Бабушкина книга _______ Тетина сумка______ Медвежьи уши________ Птичий хвост____
Парагматический аспект лексических значений (разграничение предъявленных слов на «веселые» и «грустные»)
Пушистый___________веселый___________конфеты_______________солнышко________
Злой_________________плачет____________ горькое________________дождь_________________
Состояние грамматического строя речи
Словоизменение:
Изменение притяжательных местоимений в соответствии с родом и числом существительного:
Моя машинка _________мой барабан_______мое яблоко________мои игрушки__________
Изменение существительных по числам:
Стол -__________________ стул - _________________ книга - ________________ окно -___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:
Красная ягода_______красное платье____красный шар _____ красные ленты____________
Согласование глаголов с существительными во времени:
Мальчик идет_________мальчики идут__________мальчик сидит_______ мальчики сидят___________
Изменение существительных женского рода по падежам:
Стоит лестница______Мальчик прыгает с лестницы____Мужчина подошел к лестнице________ Он взял лестницу_____Он пошел с лестницей___________Мужчина стоит на лестнице_________
Изменение существительных мужского рода по падежам:
Стоит дом_________Из дома выходит кот _______К дому подходит собака______Собака заходит в дом________Кот прячется за домом_________Собака сидит в доме________________
Изменение существительных среднего рода по падежам:
Облако______ кусочек оторвался от облака_______он присоединился к другому облаку_________я смотрю на облако________солнце спряталось за облаком________я рассказал об облаке_______
Изменение существительных множественного числа по падежам:
Лежат книги_______на полке много книг______муха ползает по книгам.________ я прочитал эти книги__________тетради лежат за книгами________много знаний в книгах______________
Согласование числительных с существительными:
Один гриб______три гриба_____ одна ложка______две ложки____три кота____пять котов____
Словообразование:
Суффиксальное образование существительных:
Дом -_________________кукла -________________книга -_______________
Префиксальное образование глаголов:
Подошел____________перешел___________обошел___________вошел___________вышел
Состояние связной речи
Рассказ по серии сюжетных картин____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описательный рассказ по предметной картине______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние ручной моторики
Ведущая рука_________участие обеих рук в движениях_____________________________
Удержание ручки:
поза руки - правильная, неправильная
тонус мышц - нормальный, напряженный, вялый
Движения руки в процессе письма:
поза руки - правильная, неправильная
тонус мышц - нормальный, напряженный, вялый
координация движений
копирование поз руки:
правая___________левая_____________________
Переключаемость движений рук:
правая___________левая____________
Стереогноз
Различение фактуры предметов_________________________________________________
Формы реальных предметов_____________________________________________________
объемных геометрических фигур________________________________________________
предметов по величине_____________________________________________________
Состояние зрительного гнозиса
Узнавание цветных предметных изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание контурных изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание перевернутых изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание зашумленных изображений –
домик________звезда________кораблик_____ машинка__________мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица________
Узнавание изображений, наложенных друг на друга –
домик________звезда________кораблик_____ машинка____мяч_______чашка____
гриб_________ножницы________птица__
Узнавание мелких изображений
Узнавание изображений с отсутствующими деталями
Общая характеристика внимания
Объем________________________________________________________________________
Концентрация_________________________________________________________________
Переключаемость______________________________________________________________
Распределение_________________________________________________________________
Слуховое внимание
Неречевое_____________________________________________________________________
Речевое_______________________________________________________________________
Зрительное внимание
Последовательное называние изображений в строке___________________________
Дифференциация сходных изображений___________________________________
Прослеживание линий в лабиринтах____________________________________
Концентрация внимания (поиск фигур определенного цвета)_____________
Распределение внимания (поиск фигур определенного цвета и формы)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зрительная память
Выбор заранее предъявленных предметных картинок и раскладывание в заданной последовательности_______________________________________________________
Вербальная память
Повторение серии слов: дом, лес, стоя, мак, кот, ночь, сын, мяч________________
через 5 секунд____________________________________________________________________
Зрительно-вербальная память
Воспроизведение названий тематически связанных изображений: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, маршрутное такси, теплоход, самолет___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
через 5 секунд________________________________________________________________________
Зрительно-пространственная ориентировка
Различение геометрических фигур - круг_____ квадрат_____ треугольник_____
прямоугольник______________ромб____________________овал______________________
Выделение геометрических фигур из предметного изображения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рядообразование по величине____________________________________________________
Ориентировка на листе бумаги:
Левый верхний угол______________правый верхний угол________ середина страницы___
левый нижний угол________________правый нижний угол___________________________
Ориентировка во времени
Время суток______________________________________________________________________
Времена года_____________________________________________________________________
Дни недели_______________________________________________________________________
Сравнение продолжительности минуты, часа, дня, суток______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знание букв
Выбор букв:
объемных_____________________плоских_________________________________________
Узнавание печатных букв:
строчных_____________________________________________________________________
заглавных_____________________________________________________________________
Дифференциация сходных печатных букв строчных_____________________________________________________________________
заглавных_____________________________________________________________________
Узнавание заштрихованных печатных букв строчных_____________________________________________________________________
заглавных_____________________________________________________________________
Узнавание печатных букв, наложенных друг на друга_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнавание печатных букв с недописанными элементами строчных_____________________________________________________________________
заглавных_____________________________________________________________________
Дифференциация прямого и зеркального изображений печатных букв строчных____________________________________________________________________
заглавных____________________________________________________________________
Узнавание рукописных букв:
строчных_____________________________________________________________________
заглавных_____________________________________________________________________
Дифференциация сходных рукописных букв: строчных____________________________________________________________________
заглавных
Узнавание рукописных букв, наложенных друг на друга_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнавание рукописных букв с недописанными элементами: строчных_____________________________________________________________________
заглавных_____________________________________________________________________
Дифференциация прямого и зеркального изображений рукописных букв:
строчных_____________________________________________________________________
заглавных_____________________________________________________________________
Чтение печатного материала
Чтение слогов, напечатанных
крупными буквами:
ма_______во_________ле_________бу_______жи______тю_____ми______фо_____ры____
ам_______ош________уч________ык_______ер________ял______ин______ос______юн__
дра________акр______вло______акт_______пре______
мелкими буквами:
ли________ши________ча______фе_______дя_______со______ща______гу_____тя____ят
ащ_______еф________ач_______иш______ул_______им______ыр______юк______
кра__________отс________про_______ист______фла_____янс_______
Чтение слов и фраз, напечатанных
крупными буквами:
щука _______жираф_____ хлеб____ стая_______жизнь_______ магазин_______ барабан________ телевизор___________
О чем ты мечтаешь?__________________________________________________________________
мелкими буквами:
рыба_______ ветер_____ песня_______ медведь________ костер_______ скрип________
газета________ мандарин_________тарелка________
Я вижу белый пароход_________________________________________________________
Нахождение ошибок в словах, напечатанных печатными буквами:
едведь____апелсин_____весилопед_____линей_____роашка_____орзинка_____сопака___
кошмос_____шетка_____колова_____рубашна______конвета______мебел______________
Маша вчера ходи в гино.______________________________________________________________
Чтение и понимание текста
Ночью волчица охотилась на зайца. Шустрый заяц перебежал через шоссе. Волчица наблюдала за ним из-за кустов.
Свет фар проезжавшей машины ослепил волчицу. Волчица поджала хвост и скрылась в лесу.
О ком этот рассказ?__________________________________________________________________
Где находилось шоссе?_________________________________________________________________
Куда побежал заяц?___________________________________________________________________
Почему волчица не поймала зайца? ______________________________________________________
Как можно назвать рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смысловая догадка
Толя лежал на траве и смотрел в небо. По небу плыли ______________. Одно облако было похоже на ________ с длинными ушами. Зайца догонял жираф, вытянув_____. Шея вытягивалась все больше и ______. Вот она зацепилась______ ногу зайца, и жираф превратился в длинную _______. Змея разорвалась на _______. Толя закрыл ______.
Сопоставление прочитанных слов с изображениями:
ящерица____________пирамида__________клубника______________троллейбус________
стрекоза____________ сковорода_________
Сопоставление прочитанных фраз с изображениями:
На лугу вкусная трава._____________________Мы поедем в деревню на поезде.________
Скоро Новый год.________________________ Ночью светят фонари.__________________
Сопоставление текста с картинкой_______________________________________________
Чтение рукописного материала
Чтение слогов, написанных
крупными буквами:
ма__________во______ле__________бу_____жи________тю_____ми______фо_______ры
ам __________ош_______уч________ ык_____ер____ял_____ин______ос___________юн________
дра__________акр________вло_________акт_________пре________
мелкими буквами:
ли_______ши________ча______фе_______дя_______со______ща______гу_____тя____ят
ащ_______еф________ач_______иш______ул_______им______ыр______юк______
кра__________отс________про_______ист______фла_____янс_______
Чтение слогов и фраз, написанных
крупными буквами:
луна______диван_________секрет_____крыша_____тапки_____куст ________малина ________капуста________перекресток__________
Кот не ест фрукты.____________________________________________________________
мелкими буквами
дача____ этаж_____ лампа_____дверь____ клубок_____ пряник_____ крест_____ страус___
курица______надежда______черепаха______
Этот салат я куплю завтра._______________________________________________________
Нахождение ошибок в словах, написанных рукописными буквами:
посуба_____ моркока______ талерка_____ желез_____момоко_____ корзина____________
финоград______ласточка_____конки_______столь_________глиб_______печене_________
Маиина едет по бороге.______________________________________________
Списывание печатного текста:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Списывание рукописного текста:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо под диктовку:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аграмматизмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу____________
Изложение:
Акустические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ошибки языкового анализа и синтеза____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетические ошибки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические ошибки_______________________________________________________________________
Аграмматизмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы орфографических ошибок: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, ши - жи, ча -ща, чу – щу___________________________________________________________________________
Заключение логопеда
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальная коррекционная программа развития на обследованного ребенка
( примерная схема)
-
Общие сведени о ребенке.
-
Заключение ПМПК.
-
Содержание коррекционной работы по речевому развитию (на период практики)
Актуальный уровень речевого развития (развернутое описание ) |
Задачи на период с … по |
Содержание |
|
|
|
4. Лист контроля динамики речевого развития
Разделы программы |
На начало практики |
На конец практики |
Коррекция нарушенного звукопроизношения |
|
|
Развитие фонематических процессов |
|
|
Формирование/развитие словаря |
|
|
Формирование /совершенствование грамматических навыков |
|
|
Формирование/развитие /совершенствование навыков связной речи (устного дискурса) |
|
|
Адаптированная образовательная программа, составленная на ребенка с ТНР
( примерная структура)
Введение
-
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности
-
Сведение о программе
-
Особенности осуществления образовательной деятельности
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
-
Цели и задачи реализации Программы
-
Принципы и подходы к формированию Программы
-
Общая характеристика Программы
-
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР
-
Особые образовательные потребности обучающегося с ТНР
1.2.Критерии диагностики
1.3. Планируемые результаты освоения обучающимся с ТНР Программы
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание коррекционно-развивающей работы организованной логопедической деятельности в условиях ДОУ /СШ/ Центра..
2.2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.3.Содержание логопедической работы
-
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения
-
Направления логопедической работы
-
Перспективный план работы логопедической работы
3. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса и организационно-педагогические условия
3.2. Описание информационно-образовательной среды
3.3. Материально- техническое обеспечение реализации Программы
3.4. Кадровый потенциал реализации Программы
3.5.Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса
Педагогический проект образовательно-воспитательной направленности
( примерная структура оформления)
1. Титульный лист (наименование организации, название проекта, разработчики).
2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
12. Литература.
13. В приложениях к проекту можно представить:
-
учебно-тематические планы;
-
структуру раздаточных материалов;
-
тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;
-
структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
-
примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;
-
тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов
-
тематику/объем консультаций
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по учебной практике осуществляется в форме зачета по итогам заключительной конференции после прохождения практики.
В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске. Защита проходит в форме доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.
Требования к содержанию портфолио практики
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.
Пакет документов (портфолио) учебной практики должен содержать:
-
Отчет об учебной практике.
-
Оценочный лист.
-
Дневник учебной практики.
При оценке результатов практики используются следующие методы:
-
Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
-
Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).
-
Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).
-
Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.
Критерии выставления зачета по итогам практики
-
знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
-
возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;
-
степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой практики;
-
уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);
-
уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации ;
-
уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.
-
соблюдения студентом трудовой дисциплины;
-
состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.
«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процессалиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.
«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.
Требования к оформлению материалов портфолио
Образец титульного листа
ПОРТФОЛИО
УЧЕБНОЙ
(технологической (проектно-технологической))
ПРАКТИКИ
студента __2___ курса магистратуры
психолого-педагогического факультета СмолГУ
кафедра специальной педагогики и психологии
___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________________________
Сроки практики: с ______________ по ________________ 20__ г.
Руководитель практики______________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Образец титульный лист отчета по практике (образец)
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Смоленский государственный университет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Отчет об учебной практике
(технологической (проектно-технологической)
Студента-магистранта________________________________________________
Курс ________
Направление подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль: Логопедическое образование
Срок практики: с __________ по _____________
Место прохождения практики __________________________________________________________________
Руководитель практики от университета _________________________________
Руководитель практики от организации __________________________________
Оценка за практику __________________
Руководитель практики от университета _____________ ____________
(подпись) (дата)
Структура отчета
-
Титульный лист по образцу.
-
Введение: цель, задачи учебной практики (диагностические, консультационные, просветительские, исследовательские, аналитические); сроки и место прохождения практики.
-
Объем работ (определяется в соответствии с индивидуальным планом производственной практики).
-
Виды выполненных работ (развернутый план). Необходимым элементом отчета является обоснование содержания составленного и реализованного студентом плана в соответствии с основными направлениями деятельности психолога в учреждении.
-
Описание и анализ проведенных мероприятий.
Описание и анализ результатов знакомства с организацией, условиями профессиональной деятельности, потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда и др.
Описание проведенного в организации диагностического исследования, основные полученные результаты и их обсуждение. Этот раздел включает несколько подразделов, в которых определяются цель, задачи и методы исследования; описываются методики проведения исследования; излагаются результаты исследования и проводится их обсуждение. Составленный пакет диагностических методик описывается подробно, использованные психодиагностические бланки помещаются в приложение.
Описание и анализ проведенных в организации консультативной, просветительской, развивающей деятельности логопеда в соответствии с основными направлениями работы логопеда в данном учреждении, формами психолого-педагогического сопровождения. Представление психологического заключения по конкретной ситуации консультирования, практических рекомендаций по сопровождению личности клиента, включающих предложения по профилактике и коррекции, а также по изменению внешней среды и устранению деструктивных факторов развития. Представление программы и результатов проведения групповых мероприятий просветительского и развивающего характера (семинары, консультации, мастер-классы и др.).
-
Анализ собственной деятельности с указанием субъективных (особенности приобретенного опыта и выработанных навыков; описание трудностей, возникших во время планирования, организации и прохождения производственной практики; особенности взаимодействия практиканта с представителями базы практики и пр.; какие действия практиканта помогли устранить возникшие трудности) и объективных характеристик (наличие или отсутствие необходимого оборудования и инструментария, состояние и особенности работы психолога организации – базы практики и пр.). В заключении дается общая критическая оценка собственной деятельности во время прохождения производственной практики, анализ успехов и неудач, определение дальнейшего направления профессиональной и научной деятельности.
-
Кроме основных разделов, в отчете приводится список литературных источников, использованных в работе, и приложения, где помещаются диагностические данные, составленные и реализованные во время практики план беседы, дискуссии, тезисы выступлений, проведенных в рамках педагогической деятельности.
Требования к оформлению отчета о практике:
- должен быть оформлен на отдельных листах формата А4;
- не должен содержать исправления;
- титульный лист должен быть оформлен по образцу.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Студент-магистрант _______ курса направления подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль «Логопедическое образование»
Ф.И.О.____________________________________________________________________ Организация _______________________________________________________________
Руководитель практики от организации ________________________________________
Руководитель практики от университета _______________________________________
Сроки практики ____________________________________________________________
№ п/п |
Дата |
Вид работы
|
Присутствовали |
Отметка о выполнении (оценка или зачёт)
|
Подпись руководителей практики |
|
Студенты |
Руководители практики |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отзыв о работе студента-практиканта
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка руководителя практики от организации ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
Требования к оформлению оценочного листа:
- должен соответствовать указанной форме;
- обязательно должна стоять печать организации;
- должен представлять собой двусторонний документ на листе формата А4;
- не должен содержать исправления и незаполненные графы, за исключением графы «Студенты» для студентов, проходящих практику по месту жительства индивидуально.
Дневник учебной практики
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Смоленский государственный университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Дневник учебной (технологической (проектно-технологической)) практики
Студента 2 курса Ф.И.О._______________________________________________________________________
Направление подготовки (профиль) 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование___ («Логопедическое образование»)_________________________________
Место прохождения практики ___________________________ города ________
Сроки учебной практики с ____ по ______ 201 __ г.
Руководитель практики от университета___________________________________________
Руководитель практики от организации____________________________________________
Структура дневника учебной практики
1. Индивидуальный план работы студента на период учебной практики (указывается дата, вид работы).
2. Перечень нормативно-правовой документации, регламентирующей психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ ( ТНР) в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3. Образцы документации Организации при оказании логопедической помощи:
- рабочая программа логопеда на текущий учебный год по форме, принятой в организации;
- адаптированная образовательная программа дошкольного / начального общего / основного общего / среднего образования на основе ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ;
- годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов);
- расписание занятий учителей-логопедов;
- индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь;
- журнал учета посещаемости логопедических занятий;
- отчетная документация по результатам логопедической работы;
- индивидуальнй образовательный маршрут обучающегося по форме, принятой в организации.
4. Формы документации, заполненные /составленные студентом:
-список детей с нарушениями речи, зачисленных на логопедические занятия;
- речевая карта и карта психолого-педагогического обследования обучающегося;
- индивидуальная коррекционная программа развития на обследованного ребенка;
- адаптированная образовательная программа, составленная на ребенка с ТНР;
- педагогический проект образовательно-воспитательной направленности .
5. Фиксация ежедневной работы (кратко и в свободной форме с указанием номера недели и дат в формате 20.02.20).
Требования к оформлению дневника учебной практики: материалы должны быть представлены в соответствии с указанной структурой без указания личных данных обучающихся, их родителей (законных представителей).
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1. Основная литература
-
Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5
-
Каратаева Н.А.Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования: учебное пособие для вузов/ Н.А. Каратаева, О. В. Крежевских.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 118 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/456778
-
Лапп Е.А.Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для вузов / Е А.Лапп, Е.В.Шипилова.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 147с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-08411-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL:https://urait.ru/bcode/453368
-
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721
-
Прищепова И. В.Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5
-
Фуряева Т. В.Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570
7.2. Дополнительная литература
-
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011
-
Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.
-
Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации. ФГОС ДО / Афонькина Ю.А.,Себрукович З.Ф.,Бороздина О.В.,Дубина Е.В.,Светлова Е.Н.,Шемякина И.Н. Волгоград: Изд-во Учитель, 2019. 255 с.
-
Баландина Е.А., Басаргина Л.В. Проектирование образовательной программы Волгоград: Изд-во Учитель, 2013, 60 с.
-
Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
-
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. 119 с.
-
Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2013.
-
Ельцова О.М. Проектирование основной образовательной программы на основе программы Н.В. Нищевой. ФГОС. СПб: Детство-Пресс, 2016. 256 с.
-
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой.- М.:Мозаика-Синтез, 2011.144с
-
.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой . М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
-
Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели.Анализ / М.А. Кунаш.- Волгоград: Учитель, 2015.
-
Микляева Н.В.,Кудравец О.Н,Лагуненок В.Л., Гринева М.С. Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада М.: Аркти, 2017. 224с.
-
Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб.: Детство-Пресс, 2015.240 с.
-
Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях: Метод. рек. / Отв. Ред. С.А. Алехина.- М.:МГППУ, 2012.
-
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
(утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082). -
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, и др.; Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. СПб, 2014. 386 с.
-
Примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Вариант 5.2. 1 класс. 1 дополнительный класс.М.: Просвещение, 2018. 736 с..
-
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 2018. 200с.
-
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Метод. рекомендации для учителя начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.
-
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
-
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
-
Яковлева Г.В., Сваталова Т.А. и др. ФГОС ДО: Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ: методические рекомендации руководителям ДОУ. Челябинск, 2014. 125 с.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.
eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".
dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.
http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци
8. Материально-техническое обеспечение
(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
9. Программное обеспечение
(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).
-
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
-
Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
Microsoft Office 2010 Russian.