1. Место практики в структуре ОП

Б2.О.03(П) «Педагогическая практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».

Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).

Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).


2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации;

- законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов;

- федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов;

Уметь:

- применять основные нормативные

правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ;

- соблюдать нормы профессиональной этики;

Владеть:

- умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности.

ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации


Знать:

- содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП;

- особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов;

- структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов;

- требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП;

Уметь:

- учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ;

- проектировать отдельные структурные компоненты АООП;

- разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП;

Владеть:

- умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;

- технологией разработки и реализации разных компонентов АООП;

- технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.

ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной

деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

Знать:

- особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления;

- содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ;

- специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;

Уметь:

- проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ;

- анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов;

- планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы

с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

Владеть:

- способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала.

ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей

Знать:

- общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ;

- содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (принятия, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития;

Уметь:

- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей;

Владеть:

- методами духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей развития.

ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении

Знать:

- методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;

- специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ;

Уметь:

- применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития;

- объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины;

- формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы;

Владеть:

- методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;

- умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения.

ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

Знать:

- возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ;

- психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ;

- технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;

Уметь:

- использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы;

- применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся;

- использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса.

Владеть:

- умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

- технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ.

ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений

Знать:

- педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений;

- требования к субъектам образовательных отношений;

- особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения;

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами);

- отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе.

ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

Знать:

- историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

- теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;

- результаты научных исследований в сфере

психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Уметь:

- использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Владеть:

- системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности;

- методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ.

ПК-2 Способен проектировать и реализовывать

коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и

современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи

нать:

- структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;

- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;

- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, его специфику;

- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации лиц с нарушениями речи совместно со специалистами реабилитационной команды;

Владеть:

- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами;

- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.

ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса

Знать:

- характеристику возрастных этапов психического развития при разных видах дизонтогенеза;

- принципы, содержание, методы и организацию психолого-педагогической

диагностики обучающихся с нарушениями речи;

- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;

- применять разные методы проведения обследования;

- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;

- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;

- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;

- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации лиц с нарушениями речи;

- взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах

реабилитанта;

Владеть:

- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;

- методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;

- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;

- умением сформулировать рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;

- навыками проведения семейного консультирования, направленного на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;

- методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;

- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.


3. Тип практики

Тип производственной практики – педагогическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения.

4. Место проведения практики

(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).

Базой проведения учебной практики являются организации, реализующие образовательную деятиельность:

– образовательные учреждения;

– учреждения социального обслуживания;

– учреждения здравоохранения;

– психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры).


Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск

ОГБОУ Центр образования и развития «Особый ребенок», г. Смоленск


СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

МБДОУ ДС № 2 № «Россияночка» г. Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска

МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска

МБОУ СШ № 16 г. Смоленска

МБОУ СШ №17 г. Смоленска

МБОУ СШ № 25 г. Смоленска

МБОУ СШ № 39 г. Смоленска


При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;

– наличие и оснащение логопедического кабинета;

– уровень оснащенности учебной литературой;

–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);


Производственная педагогическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре.


5. Этапы прохождения практики

№ п/п

Этапы практики

Содержание этапа


Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета.

Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д.

1.

Организационный этап


Участие в установочной конференции и консультациях по практике. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей.

Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с содержательными особенностями психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении. Изучение потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда (16 час.)


2.

Этап планирования

Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание основных направлений работы логопеда в учреждении, определяться целями и задачами проводимого студентом исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик. Составление графика мероприятий, их методическое обеспечение (40 час.)

3.

Практический этап


Самостоятельная разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися/воспитанникам по направлениям работы логопеда базового учреждения и на основании собственных разработок. Подбор и внедрение инновационных форм и технологий коррекционных коррекционно-педагогической работы.

Самостоятельное проведение открытых занятий с детьми.

Посещение родительских собраний, разработка рекомендаций и уголков для родителей.

Консультирование лиц с нарушениями речи, членов их семей и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение.

Участие в работе методических объединений, семинаров, тренингов и т.п., проводимых на базе учреждения и/или в других учреждениях.

Подготовка и проведение методического семинара (совещания, тренинга) на базе образовательного учреждения либо по научно-методической тематике ОУ, либо по тематике самостоятельного научного исследования студента (120 час.)

4.

Аналитический этап

  1. Проводится анализ результатов производственной практики, наиболее удавшихся форм работы; анализ собственной деятельности с указанием субъективных и объективных трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности.

Анализ особенностей взаимодействия специалистов и семьи в процессе обучения, воспитания детей с нарушениями речи в базовом ОУ.

  1. Разработка собственных предложений по совершенствованию форм взаимодействия

Результаты производственной практики обобщаются и оформляются в виде отчета. Предполагается участие в заключительной конференции по итогам практики (40 час.)


Итого

216 часов


6. Критерии оценивания результатов освоения практики

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

Оценочные средства

  1. Заполненные карты речевого развития ( на подгруппу детей) по форме, утвержденной в организации.

  2. Адаптированная образовательная программа на группу обучающихся с ТНР.

  3. Два конспекта подгрупповых занятий с использованием современных технологий.

  4. Два конспекта фронтальных занятий с использованием современных технологий с самоанализом.

  5. План-конспект родительского собрания с указанием источников.

  6. План-конспект выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.) с отметкой руководителя учреждения о его выполнении.

  7. Подборка консультаций для родителей конкретной группы детей (не менее 5).

  8. Консультации для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования (не менее 3).



Оформление конспекта занятия (примерный образец)

Титульный лист



КОНСПЕКТ
подгруппового (фронтального) логопедического занятия, проведенного студентом 2 курса

направления подготовки (профиль) __44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование____(«Логопедическое образование»)________________________

______________________________________________________________________(Ф.И.О.)

Организация _________________________________________города __________________


_________ (дата проведения)


«____»___________2020 г.


«Проверено» ______________


подпись учителя-логопеда



1. Тема и цель занятия
2. Основные задачи занятия
3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)
4. Лексико-грамматический материал.
5.Современные педагогические технологии.

6. План занятия
7. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов)
8. Использованная литература с указанием автора, наименования, изхдательства, года выпуска (для журналов: год издания, номер, страницы), интернет-ресурсы (автор, название материала).




с отметкой руководителя учреждения о его выполнении


Оформление плана-конспекта выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.) (примерный образец)

Титульный лист


КОНСПЕКТ
выступления на __________________

Тема выступления: «__________________________________________»


Конспект составил студент 2 курса

направления подготовки (профиль) __44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование____(«Логопедическое образование»)________________________

______________________________________________________________________(Ф.И.О.)

Организация _________________________________________города __________________


_________ (дата проведения)


«____»___________2020 г.


«Проверено» ______________


подпись учителя-логопеда



6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации


Промежуточная аттестация по производственной практике осуществляется в форме зачета по итогам заключительной конференции после прохождения практики.

В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске. Защита проходит в форме доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.


Требования к содержанию портфолио практики

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио)производственной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.

Пакет документов (портфолио) производственной практики должен содержать:


  1. Отчет о производственной практике.

  2. Оценочный лист.

  3. Дневник производственной практики.


При оценке результатов практики используются

следующие методы:

  1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).

  2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).

  3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).

  4. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.


Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики

  • знание научной и методической литературы по проблемам логопе­дии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрело­сти» студента;

  • возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смеж­ным дис­циплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформиро­ванности профессионально-педагогических умений, яв­ляющихся базой для ов­ладения специальностью логопеда;

  • степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обо­зна­ченных программой практики;

  • уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);

  • уровень сформированности умений и навыков работы по организации, плани­рованию и прове­дению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консульта­тивно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления до­кументации ;

  • уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.

  • соблюдения студентом трудовой дисциплины;

  • состояния документации по практике – наличия отражения решения всех за­дач практики, своевременности ее оформле­ния и предоставления на кафедру.


«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процессалиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.


«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.








Требования к оформлению материалов портфолио







Образец титульного листа












ПОРТФОЛИО

производственной (педагогической) практики


студента ___2__ курса магистратуры

психолого-педагогического факультета СмолГУ


Кафедра специальной педагогики и психологии

___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики ________________________________________

Сроки практики: с ______________ по ________________ 20__ г.

Руководитель практики______________________________________________

(должность, фамилия, инициалы)





























Образец титульный лист отчета по практике (образец)


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Смоленский государственный университет

Кафедра специальной педагогики и психологии




Отчет о производственной практике

(Педагогическая практика)


Студента-магистранта________________________________________________

Курс ____2____

Направление подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль: Логопедическое образование



Срок практики: с __________ по _____________

Место прохождения практики __________________________________________________________________




Руководитель практики от университета _________________________________

Руководитель практики от организации __________________________________




Оценка за практику __________________

Руководитель практики от университета _____________ ____________

(подпись) (дата)












Структура отчета

  1. Титульный лист по образцу.

  2. Введение: цель, задачи учебной практики (диагностические, консультационные, просветительские, исследовательские, аналитические); сроки и место прохождения практики.

  3. Объем работ (определяется в соответствии с индивидуальным планом производственной практики).

  4. Виды выполненных работ (развернутый план). Необходимым элементом отчета является обоснование содержания составленного и реализованного студентом плана в соответствии с основными направлениями деятельности психолога в учреждении.

  5. Описание и анализ проведенных мероприятий.

Описание и анализ результатов знакомства с организацией, условиями профессиональной деятельности, потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда и др.

Описание проведенного в организации диагностического исследования, основные полученные результаты и их обсуждение. Этот раздел включает несколько подразделов, в которых определяются цель, задачи и методы исследования; описываются методики проведения исследования; излагаются результаты исследования и проводится их обсуждение. Составленный пакет диагностических методик описывается подробно, использованные психодиагностические бланки помещаются в приложение.

Описание и анализ проведенных в организации консультативной, просветительской, развивающей деятельности логопеда в соответствии с основными направлениями работы логопеда в данном учреждении, формами психолого-педагогического сопровождения. Представление психологического заключения по конкретной ситуации консультирования, практических рекомендаций по сопровождению личности клиента, включающих предложения по профилактике и коррекции, а также по изменению внешней среды и устранению деструктивных факторов развития. Представление программы и результатов проведения групповых мероприятий просветительского и развивающего характера (семинары, консультации, мастер-классы и др.).

  1. Анализ собственной деятельности с указанием субъективных (особенности приобретенного опыта и выработанных навыков; описание трудностей, возникших во время планирования, организации и прохождения производственной практики; особенности взаимодействия практиканта с представителями базы практики и пр.; какие действия практиканта помогли устранить возникшие трудности) и объективных характеристик (наличие или отсутствие необходимого оборудования и инструментария, состояние и особенности работы психолога организации – базы практики и пр.). В заключении дается общая критическая оценка собственной деятельности во время прохождения производственной практики, анализ успехов и неудач, определение дальнейшего направления профессиональной и научной деятельности.

  2. Кроме основных разделов, в отчете приводится список литературных источников, использованных в работе, и приложения, где помещаются диагностические данные, составленные и реализованные во время практики план беседы, дискуссии, тезисы выступлений, проведенных в рамках педагогической деятельности.


Требования к оформлению отчета о практике:

- должен быть оформлен на отдельных листах формата А4;

- не должен содержать исправления;

- титульный лист должен быть оформлен по образцу.



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


Студент-заочник ___2__курса направления подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль «Логопедическое образование»

Ф.И.О.____________________________________________________________________ Организация _______________________________________________________________

Руководитель практики от организации ________________________________________

Руководитель практики от университета _______________________________________

Сроки практики ____________________________________________________________




п/п



Дата



Вид работы


Присутствовали


Отметка о выполнении (оценка или зачёт)



Подпись

руководителей практики


Студенты

Руководители практики

1

2

3

4

5

6

7



























































































1

2

3

4

5

6

7





















































Отзыв о работе студента-практиканта

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка руководителя практики от организации ______________


Дата ________________ Подпись ___________________



Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________


Дата ________________ Подпись ___________________


Требования к оформлению оценочного листа:

- должен соответствовать указанной форме;

- обязательно должна стоять печать организации;

- должен представлять собой двусторонний документ на листе формата А4;

- не должен содержать исправления и незаполненные графы, за исключением графы «Студенты» для студентов, проходящих практику по месту жительства индивидуально.





Отзыв руководителя о прохождении учебной практики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»


кафедра специальной педагогики и психологии

Отзыв руководителя о прохождении

учебной практики

студента____________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

__________________ курса, психолого-педагогического факультета

№ п/п

Критерии оценки

Оценка руководителя практики

(по 5-балльной шкале)

1.

Общая систематичность и ответственность работы в ходе практики


2.

Активность, инициативность, творческая заинтересованность в ходе производственной практики


3.

Выполнение поставленных целей и задач


4.

Самостоятельность в получении необходимых знаний, развитии навыков и умений


5.

Самостоятельность в решении проблем, успешность их решения


6.

Аргументированность психодиагностического

заключения, корректность анализа полученных данных и их и интерпретации, общих выводов по результатам исследования


7.

Полнота и практическая ценность предложенных педагогических рекомендаций


8.

Следование этическим и профессиональным нормам


9.

Качество подготовки и выполнения исследовательских задач, сбора и

представления эмпирических данных


10.

Адекватность самоанализа практиканта, объективность его выводов в оценке собственной деятельности


11.

Общий уровень педагогической квалификации, сформированность

профессиональных компетенций учителя-логопеда


12.

Качество оформления отчетной документации



ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА



Комментарии к оценкам:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель практики ______________/подпись/

____________________________________________________________________________

(Расшифровка подписи: Ф.И.О., ученая степень, звание, кафедра (место работы)

Дневник производственной практики


Образец оформления титульного листа


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра специальной педагогики и психологии

Дневник производственной практики

Студента 2 курса Ф.И.О._______________________________________________________________________

Направление подготовки (профиль) 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование («Логопедическое образование»)_____________________________________________

Место прохождения практики __________________________________________________ ____________________________ города __________________________________________

Сроки производственной практики с ____ по ______ 201 __ г.

Руководитель практики от университета__________________________________________

Руководитель практики от организации___________________________________________


Структура дневника производственной (педагогической) практики

  1. Индивидуальный график работы гна период практики.

  2. Заполненные карты речевого развития (на подгруппу детей) по форме, утвержденной в организации.

  3. Адаптированная образовательная программа на группу обучающихся с ТНР.

  4. Два конспекта подгрупповых занятий с использованием современных технологий.

  5. Два конспекта фронтальных занятий с использованием современных технологий с самоанализом.

  6. План-конспект родительского собрания с указанием источников.

  7. План-конспект выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.) с отметкой руководителя учреждения о его выполнении.

  8. Подборка консультаций для родителей конкретной группы детей (не менее 5).

  9. Консультации для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования (не менее 3).


7. Перечень основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература


  1. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.  - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5

  2. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634

  3. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с.  - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721

  4. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.  - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5

  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов/ Е.Н.Ашанина [и др.]; под редакцией Е.Н.Ашаниной, С.П.Ежова.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 165с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL https://urait.ru/bcode/454163

  6. Фуряева Т. В.Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570

7.2. Дополнительная литература


  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011

  2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

  3. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации. ФГОС ДО / Афонькина Ю.А.,Себрукович З.Ф.,Бороздина О.В.,Дубина Е.В.,Светлова Е.Н.,Шемякина И.Н. Волгоград: Изд-во Учитель, 2019. 255 с.

  4. Баландина Е.А., Басаргина Л.В. Проектирование образовательной программы Волгоград: Изд-во Учитель, 2013, 60 с.

  5. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. 119 с.

  7. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2013.

  8. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008.

  9. Ельцова О.М. Проектирование основной образовательной программы на основе программы Н.В. Нищевой. ФГОС. СПб: Детство-Пресс, 2016. 256 с.

  10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой.- М.:Мозаика-Синтез, 2011.144с

  11. .Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой . М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

  12. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели.Анализ / М.А. Кунаш.- Волгоград: Учитель, 2015.

  13. Микляева Н.В.,Кудравец О.Н,Лагуненок В.Л., Гринева М.С. Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада М.: Аркти, 2017. 224с.

  14. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб.: Детство-Пресс, 2015.240 с.

  15. Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях: Метод. рек. / Отв. Ред. С.А. Алехина.- М.:МГППУ, 2012.

  16. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
    (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082).

  17. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, и др.; Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. СПб, 2014. 386 с.

  18. Примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Вариант 5.2. 1 класс. 1 дополнительный класс.М.: Просвещение, 2018.  736 с..

  19. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 2018. 200с.

  20. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Метод. рекомендации для учителя начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.

  21. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

  22. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

  23. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008.

  24. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс, 2010.

  25. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2010

  26. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: «Академия», 2003.

  27. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с.

  28. Яковлева Г.В., Сваталова Т.А. и др. ФГОС ДО: Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ: методические рекомендации руководителям ДОУ. Челябинск, 2014. 125 с.













7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»

Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци



8. Материально-техническое обеспечение

(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).


Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).




9. Программное обеспечение

(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).


  1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

  2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

Microsoft Windows Professional 7 Russian;

Microsoft Office 2010 Russian.