Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Б2.О.03(П) «Педагогическая практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).
Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).
2. Планируемые результаты обучения
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации; - законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов; - федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ; - законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов; Уметь: - применять основные нормативные правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ; - соблюдать нормы профессиональной этики; Владеть: - умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности. |
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
|
Знать: - содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; - особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов; - структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; - требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП; Уметь: - учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ; - проектировать отдельные структурные компоненты АООП; - разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП; Владеть: - умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; - технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП. |
ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями |
Знать: - особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления; - содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ; - специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей; Уметь: - проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; - анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов; - планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития; Владеть: - способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала. |
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
Знать: - общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ; - содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (принятия, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития; Уметь: - создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей; Владеть: - методами духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей развития. |
ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении |
Знать: - методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; - специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ; Уметь: - применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития; - объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины; - формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы; Владеть: - методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; - умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения. |
ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями |
Знать: - возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ; - психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ; - технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; Уметь: - использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы; - применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся; - использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса. Владеть: - умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ. |
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений |
Знать: - педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений; - требования к субъектам образовательных отношений; - особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения; Уметь: - взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами); - отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ; - планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения. Владеть: - технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе. |
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований |
Знать: - историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ; - теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; - результаты научных исследований в сфере психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Уметь: - использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Владеть: - системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности; - методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ. |
ПК-2 Способен проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи |
нать: - структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП; - основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, его специфику; - современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; - составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации лиц с нарушениями речи совместно со специалистами реабилитационной команды; Владеть: - умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами; - специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи. |
ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса |
Знать: - характеристику возрастных этапов психического развития при разных видах дизонтогенеза; - принципы, содержание, методы и организацию психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями речи; - технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи; Уметь: - разрабатывать программу психолого-педагогического обследования; - применять разные методы проведения обследования; - отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи; - интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации; - прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения; - определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации лиц с нарушениями речи; - взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта; Владеть: - содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования; - методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов; - умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования; - умением сформулировать рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования; - навыками проведения семейного консультирования, направленного на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье; - методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей; - техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи. |
3. Тип практики
Тип производственной практики – педагогическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения.
4. Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
Базой проведения учебной практики являются организации, реализующие образовательную деятиельность:
– образовательные учреждения;
– учреждения социального обслуживания;
– учреждения здравоохранения;
– психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры).
Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск
ОГБОУ Центр образования и развития «Особый ребенок», г. Смоленск
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
МБДОУ ДС № 2 № «Россияночка» г. Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска
МБОУ СШ № 16 г. Смоленска
МБОУ СШ №17 г. Смоленска
МБОУ СШ № 25 г. Смоленска
МБОУ СШ № 39 г. Смоленска
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
Производственная педагогическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре.
5. Этапы прохождения практики
№ п/п |
Этапы практики |
Содержание этапа |
|
Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета. |
Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д. |
1. |
Организационный этап
|
Участие в установочной конференции и консультациях по практике. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей. Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с содержательными особенностями психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении. Изучение потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда (16 час.)
|
2. |
Этап планирования |
Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание основных направлений работы логопеда в учреждении, определяться целями и задачами проводимого студентом исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик. Составление графика мероприятий, их методическое обеспечение (40 час.) |
3. |
Практический этап
|
Самостоятельная разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися/воспитанникам по направлениям работы логопеда базового учреждения и на основании собственных разработок. Подбор и внедрение инновационных форм и технологий коррекционных коррекционно-педагогической работы. Самостоятельное проведение открытых занятий с детьми. Посещение родительских собраний, разработка рекомендаций и уголков для родителей. Консультирование лиц с нарушениями речи, членов их семей и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение. Участие в работе методических объединений, семинаров, тренингов и т.п., проводимых на базе учреждения и/или в других учреждениях. Подготовка и проведение методического семинара (совещания, тренинга) на базе образовательного учреждения либо по научно-методической тематике ОУ, либо по тематике самостоятельного научного исследования студента (120 час.) |
4. |
Аналитический этап |
Анализ особенностей взаимодействия специалистов и семьи в процессе обучения, воспитания детей с нарушениями речи в базовом ОУ.
Результаты производственной практики обобщаются и оформляются в виде отчета. Предполагается участие в заключительной конференции по итогам практики (40 час.) |
|
Итого |
216 часов |
6. Критерии оценивания результатов освоения практики
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Оценочные средства
-
Заполненные карты речевого развития ( на подгруппу детей) по форме, утвержденной в организации.
-
Адаптированная образовательная программа на группу обучающихся с ТНР.
-
Два конспекта подгрупповых занятий с использованием современных технологий.
-
Два конспекта фронтальных занятий с использованием современных технологий с самоанализом.
-
План-конспект родительского собрания с указанием источников.
-
План-конспект выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.) с отметкой руководителя учреждения о его выполнении.
-
Подборка консультаций для родителей конкретной группы детей (не менее 5).
-
Консультации для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования (не менее 3).
Оформление конспекта занятия (примерный образец)
Титульный лист
КОНСПЕКТ
подгруппового
(фронтального) логопедического занятия,
проведенного студентом 2 курса
направления подготовки (профиль) __44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование____(«Логопедическое образование»)________________________
______________________________________________________________________(Ф.И.О.)
Организация _________________________________________города __________________
_________ (дата проведения)
«____»___________2020 г.
«Проверено» ______________
подпись учителя-логопеда
1.
Тема и цель занятия
2. Основные задачи
занятия
3. Оборудование занятия
(демонстрационный и раздаточный материал,
игрушки и др.)
4. Лексико-грамматический
материал.
5.Современные педагогические
технологии.
6.
План занятия
7. Ход занятия (с указанием
инструкций логопеда, предполагаемых
ответов детей, основных методических
приемов)
8. Использованная литература
с указанием автора, наименования,
изхдательства, года выпуска (для журналов:
год издания, номер, страницы),
интернет-ресурсы (автор, название
материала).
с отметкой руководителя учреждения о его выполнении
Оформление плана-конспекта выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.) (примерный образец)
Титульный лист
КОНСПЕКТ
выступления
на __________________
Тема выступления: «__________________________________________»
Конспект составил студент 2 курса
направления подготовки (профиль) __44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование____(«Логопедическое образование»)________________________
______________________________________________________________________(Ф.И.О.)
Организация _________________________________________города __________________
_________ (дата проведения)
«____»___________2020 г.
«Проверено» ______________
подпись учителя-логопеда
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по производственной практике осуществляется в форме зачета по итогам заключительной конференции после прохождения практики.
В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске. Защита проходит в форме доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.
Требования к содержанию портфолио практики
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио)производственной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.
Пакет документов (портфолио) производственной практики должен содержать:
-
Отчет о производственной практике.
-
Оценочный лист.
-
Дневник производственной практики.
При оценке результатов практики используются
следующие методы:
-
Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
-
Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).
-
Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).
-
Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.
Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики
-
знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
-
возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;
-
степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой практики;
-
уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);
-
уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации ;
-
уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.
-
соблюдения студентом трудовой дисциплины;
-
состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.
«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процессалиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.
«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.
Требования к оформлению материалов портфолио
Образец титульного листа
ПОРТФОЛИО
производственной (педагогической) практики
студента ___2__ курса магистратуры
психолого-педагогического факультета СмолГУ
Кафедра специальной педагогики и психологии
___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________________________
Сроки практики: с ______________ по ________________ 20__ г.
Руководитель практики______________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Образец титульный лист отчета по практике (образец)
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Смоленский государственный университет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Отчет о производственной практике
(Педагогическая практика)
Студента-магистранта________________________________________________
Курс ____2____
Направление подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль: Логопедическое образование
Срок практики: с __________ по _____________
Место прохождения практики __________________________________________________________________
Руководитель практики от университета _________________________________
Руководитель практики от организации __________________________________
Оценка за практику __________________
Руководитель практики от университета _____________ ____________
(подпись) (дата)
Структура отчета
-
Титульный лист по образцу.
-
Введение: цель, задачи учебной практики (диагностические, консультационные, просветительские, исследовательские, аналитические); сроки и место прохождения практики.
-
Объем работ (определяется в соответствии с индивидуальным планом производственной практики).
-
Виды выполненных работ (развернутый план). Необходимым элементом отчета является обоснование содержания составленного и реализованного студентом плана в соответствии с основными направлениями деятельности психолога в учреждении.
-
Описание и анализ проведенных мероприятий.
Описание и анализ результатов знакомства с организацией, условиями профессиональной деятельности, потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда и др.
Описание проведенного в организации диагностического исследования, основные полученные результаты и их обсуждение. Этот раздел включает несколько подразделов, в которых определяются цель, задачи и методы исследования; описываются методики проведения исследования; излагаются результаты исследования и проводится их обсуждение. Составленный пакет диагностических методик описывается подробно, использованные психодиагностические бланки помещаются в приложение.
Описание и анализ проведенных в организации консультативной, просветительской, развивающей деятельности логопеда в соответствии с основными направлениями работы логопеда в данном учреждении, формами психолого-педагогического сопровождения. Представление психологического заключения по конкретной ситуации консультирования, практических рекомендаций по сопровождению личности клиента, включающих предложения по профилактике и коррекции, а также по изменению внешней среды и устранению деструктивных факторов развития. Представление программы и результатов проведения групповых мероприятий просветительского и развивающего характера (семинары, консультации, мастер-классы и др.).
-
Анализ собственной деятельности с указанием субъективных (особенности приобретенного опыта и выработанных навыков; описание трудностей, возникших во время планирования, организации и прохождения производственной практики; особенности взаимодействия практиканта с представителями базы практики и пр.; какие действия практиканта помогли устранить возникшие трудности) и объективных характеристик (наличие или отсутствие необходимого оборудования и инструментария, состояние и особенности работы психолога организации – базы практики и пр.). В заключении дается общая критическая оценка собственной деятельности во время прохождения производственной практики, анализ успехов и неудач, определение дальнейшего направления профессиональной и научной деятельности.
-
Кроме основных разделов, в отчете приводится список литературных источников, использованных в работе, и приложения, где помещаются диагностические данные, составленные и реализованные во время практики план беседы, дискуссии, тезисы выступлений, проведенных в рамках педагогической деятельности.
Требования к оформлению отчета о практике:
- должен быть оформлен на отдельных листах формата А4;
- не должен содержать исправления;
- титульный лист должен быть оформлен по образцу.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Студент-заочник ___2__курса направления подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль «Логопедическое образование»
Ф.И.О.____________________________________________________________________ Организация _______________________________________________________________
Руководитель практики от организации ________________________________________
Руководитель практики от университета _______________________________________
Сроки практики ____________________________________________________________
№ п/п |
Дата |
Вид работы
|
Присутствовали |
Отметка о выполнении (оценка или зачёт)
|
Подпись руководителей практики |
|
Студенты |
Руководители практики |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отзыв о работе студента-практиканта
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка руководителя практики от организации ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
Требования к оформлению оценочного листа:
- должен соответствовать указанной форме;
- обязательно должна стоять печать организации;
- должен представлять собой двусторонний документ на листе формата А4;
- не должен содержать исправления и незаполненные графы, за исключением графы «Студенты» для студентов, проходящих практику по месту жительства индивидуально.
Отзыв руководителя о прохождении учебной практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Смоленский государственный университет»
кафедра специальной педагогики и психологии
Отзыв руководителя о прохождении
учебной практики
студента____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
__________________ курса, психолого-педагогического факультета
№ п/п |
Критерии оценки |
Оценка руководителя практики (по 5-балльной шкале) |
1. |
Общая систематичность и ответственность работы в ходе практики |
|
2. |
Активность, инициативность, творческая заинтересованность в ходе производственной практики |
|
3. |
Выполнение поставленных целей и задач |
|
4. |
Самостоятельность в получении необходимых знаний, развитии навыков и умений |
|
5. |
Самостоятельность в решении проблем, успешность их решения |
|
6. |
Аргументированность психодиагностического заключения, корректность анализа полученных данных и их и интерпретации, общих выводов по результатам исследования |
|
7. |
Полнота и практическая ценность предложенных педагогических рекомендаций |
|
8. |
Следование этическим и профессиональным нормам |
|
9. |
Качество подготовки и выполнения исследовательских задач, сбора и представления эмпирических данных |
|
10. |
Адекватность самоанализа практиканта, объективность его выводов в оценке собственной деятельности |
|
11. |
Общий уровень педагогической квалификации, сформированность профессиональных компетенций учителя-логопеда |
|
12. |
Качество оформления отчетной документации |
|
|
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
|
|
Комментарии к оценкам:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель практики ______________/подпись/
____________________________________________________________________________
(Расшифровка подписи: Ф.И.О., ученая степень, звание, кафедра (место работы)
Дневник производственной практики
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Смоленский государственный университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Дневник производственной практики
Студента 2 курса Ф.И.О._______________________________________________________________________
Направление подготовки (профиль) 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование («Логопедическое образование»)_____________________________________________
Место прохождения практики __________________________________________________ ____________________________ города __________________________________________
Сроки производственной практики с ____ по ______ 201 __ г.
Руководитель практики от университета__________________________________________
Руководитель практики от организации___________________________________________
Структура дневника производственной (педагогической) практики
-
Индивидуальный график работы гна период практики.
-
Заполненные карты речевого развития (на подгруппу детей) по форме, утвержденной в организации.
-
Адаптированная образовательная программа на группу обучающихся с ТНР.
-
Два конспекта подгрупповых занятий с использованием современных технологий.
-
Два конспекта фронтальных занятий с использованием современных технологий с самоанализом.
-
План-конспект родительского собрания с указанием источников.
-
План-конспект выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.) с отметкой руководителя учреждения о его выполнении.
-
Подборка консультаций для родителей конкретной группы детей (не менее 5).
-
Консультации для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования (не менее 3).
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1. Основная литература
-
Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5
-
Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634
-
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721
-
Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5
-
Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов/ Е.Н.Ашанина [и др.]; под редакцией Е.Н.Ашаниной, С.П.Ежова.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 165с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL https://urait.ru/bcode/454163
-
Фуряева Т. В.Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570
7.2. Дополнительная литература
-
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011
-
Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.
-
Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации. ФГОС ДО / Афонькина Ю.А.,Себрукович З.Ф.,Бороздина О.В.,Дубина Е.В.,Светлова Е.Н.,Шемякина И.Н. Волгоград: Изд-во Учитель, 2019. 255 с.
-
Баландина Е.А., Басаргина Л.В. Проектирование образовательной программы Волгоград: Изд-во Учитель, 2013, 60 с.
-
Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
-
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. 119 с.
-
Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2013.
-
Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008.
-
Ельцова О.М. Проектирование основной образовательной программы на основе программы Н.В. Нищевой. ФГОС. СПб: Детство-Пресс, 2016. 256 с.
-
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой.- М.:Мозаика-Синтез, 2011.144с
-
.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой . М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
-
Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели.Анализ / М.А. Кунаш.- Волгоград: Учитель, 2015.
-
Микляева Н.В.,Кудравец О.Н,Лагуненок В.Л., Гринева М.С. Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада М.: Аркти, 2017. 224с.
-
Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб.: Детство-Пресс, 2015.240 с.
-
Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях: Метод. рек. / Отв. Ред. С.А. Алехина.- М.:МГППУ, 2012.
-
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
(утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082). -
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, и др.; Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. СПб, 2014. 386 с.
-
Примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Вариант 5.2. 1 класс. 1 дополнительный класс.М.: Просвещение, 2018. 736 с..
-
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 2018. 200с.
-
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Метод. рекомендации для учителя начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.
-
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
-
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
-
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008.
-
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс, 2010.
-
Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2010
-
Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: «Академия», 2003.
-
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с.
-
Яковлева Г.В., Сваталова Т.А. и др. ФГОС ДО: Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ: методические рекомендации руководителям ДОУ. Челябинск, 2014. 125 с.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»
Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.
eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".
dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.
http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци
8. Материально-техническое обеспечение
(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
9. Программное обеспечение
(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).
-
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
-
Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
Microsoft Office 2010 Russian.