Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.01.08 «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты» относится к первому блоку дисциплин части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедическое образование.

          Для изучения дисциплины необходимы знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин Б1.В.01.01 «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний», Б1.В.01.02 «Современные логопедические технологии», Б1.В.01.06 «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», Б1.В.01.07 «Современные методы диагностики и коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ»,

          Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты», являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как  Б1.В.01«Содержание и методы логопедической практики», Б1.В.ДВ.01.02 «Актуальные проблемы специального дефектологического образования», Б2.О.02 (У) «Технологическая (проектно-технологическая) практика», Б2.О.04 (П) «Преддипломная практика».

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-2 Способен проектировать и реализовывать коррекционно-развивающийи реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и

современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи

 Знать:   

- структуру и содержание АООП  общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;

- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;

- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего           и реабилитационного процессов, его специфику;

- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;

- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации            лиц с нарушениями речи совместно со            специалистами реабилитационной команды;

Владеть:

- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии        с поставленными целями и задачами;

- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.

 ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса

 Знать:

- характеристику возрастных этапов психического развития при           разных            видах дизонтогенеза;

- принципы, содержание,   методы    и организацию психолого-педагогической

диагностики   обучающихся  с нарушениями речи;

- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;

- применять разные методы проведения обследования;

- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;

- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;

- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять        и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;

- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации   лиц с нарушениями речи;

- взаимодействовать с членами реабилитационной команды,         социальной, психологической     и медицинской         и другими         службами       по вопросам комплексной реабилитации в интересах

реабилитанта;

Владеть:

- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;

- методами   диагностики   и     оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;

- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;

- умением сформулировать        рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;

- навыками проведения семейного консультирования, направленного           на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;

- методами и технологиями       психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки,   и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;

- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.

 

 

 

3. Содержание дисциплины

Предмет и задачи курса. Положение об организационно-методическом отделе (кабинете): общие положения, функции ОМО, права ОМО. Положение о старшем внештатном логопеде: общие положения. Методические рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники. Оборудование логопедического кабинета. Расписание работы. Организация первичного приема населения. Обязанности логопеда. Организация диспансеризации (профприема). Организация занятий с детьми. Документация и дидактическое обеспечение. Положение об организации работы логопедического кабинета. Нормативы работы логопедов. Положение о порядке аттестации педагогических, руководящих работников средних образовательных учреждений и логопедов лечебно-профилактических учреждений.