Место дисциплины в структуре ОП

Учебная дисциплина  «Основы психиатрии» Б1.В.ДВ.3 предназначена для студентов, обучающихся по  направлению «Клиническая психология» 37.03.01  (магистратура)

Она изучается магистрантами  в 4 семестре (в период летней сессии второго курса).

Учебная дисциплина способствует углублению и расширению базовой профессиональной подготовки студентов, а также учитывает их образовательные потребности

Относится к разделу  дисциплин по выбору вариативной части ОП.

Современные требования к профессиональной подготовке магистранта по направлению «Клиническая психология» обусловливают необходимость введения настоящего курса. Профессиональная компетентность психолога зачастую определяется умением работать с «трудными детьми», «маргинальными личностями», которые как правило являются носителями психической патологии. Основные психологические проблемы в практике психологического консультирования  (трудности обучения, коммуникативные проблемы, нарушения речи, моторики, поведения, интеллекта) часто связаны с нарушениями психики. Это требует знаний общепатологических закономерностей при коррекции этих нарушений. 

Содержание курса включает общие представления о причинах, механизмах развития, систематике основных психических нарушениях. Большое внимание уделяется возрастной специфике расстройств. Подробно анализируются социальные и семейные факторы в развитии психической патологии. Рассматриваются закономерности течения и проявления наиболее распространенных психических заболеваний. При этом основное внимание уделяется возможностям психологической диагностики, профилактики и психолого-педагогической коррекции психических нарушений, которые составляют значительную долю в детской и взрослой популяции.

В связи с этим основной задачей курса  является изучение закономерностей формирования психических нарушений, методов диагностики и направлений психологической коррекции.

Дисциплина “Основы психиатрии” дает представление об основных принципах построения психопатологического обследования, его связи с клиникой отклоняющегося развития. Овладение данной дисциплиной позволит специалистам на современном уровне включиться в психолого-педагогические мероприятия по диагностике и коррекции психических нарушений у детей и взрослых, решению вопросов о направлении больных в соответствующие их состоянию образовательные и лечебные учреждении, построению дифференцированной системы коррекционно-развивающих мероприятий и организации социально-педагогической адаптации, абилитации и реабилитации.

За время изучения данного  курса слушатели должны приобрести теоретические и практико-ориентированные знания по основам  психопатологи детского возраста, научиться критически оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности.

Содержание логически взаимосвязано и требует знаний в области общей психологии, возрастной психологии, психодиагностики, физиологии ВНД и психофизиологии, клинической психологии, основ неврологии, основ психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

Общекультурных

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2).

Профессиональных

- готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-5).

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины по формированию  компетенции –  готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2).

Знать:

1. Основные критерии психической  нормы и патологии.

2. Анатомо-физиологические основы психических процессов в норме и патологии.

3. Критерии основных проявлений психических расстройств.

Уметь:

1.Оценить психический статус.

2.Определить основные риски при психических расстройствах.

3.Применять готовые алгоритмы действий в нестандартных ситуациях, связанных с психическими расстройствами.

Владеть:

1. Приемами экспресс-диагностики для определения признаков психических заболеваний.

2.Ннавыками общения с психически больными.

3. Приемами первой помощи при наиболее опасных психических нарушениях

 

В результате освоения дисциплины по формированию  компетенции –

- готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-5).

Знать:

1. Модели  диагнозов при нарушениях психического развития

2. Положения теории, лежащие в основе экспертизы проблем развития и проявлений психопатологии.

3. Механизмы коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов с использованием современных медико-психологических средств.

4. Знать технологии воспитания, обучения, развития и абилитации людей с психическими нарушениями

.Уметь:

1. Применять основные модели психопатологической диагностики.

2.Использовать различные критерии оценки в экспертизе психологических свойств и состояний, психических процессов.

3.Осуществлять психологическую коррекцию симптомов нарушений психического развития.

4. Информировать семью о возможных источниках помощи; 

5.Уметь анализировать  эффективность психокоррекционных технологий для каждого конкретного случая.

Владеть:

1. Основными методами комплексной диагностики психических нарушений.

2. Навыками экспертизы психологических свойств и состояний, психических процессов

3.Способами психологической коррекции нарушений с учетом клинических проявлений, особенностей развития пациента и семейной системы.

4.Приемами оценки эффективности психокорекционных технологий в работе с проблемами нарушений психики.