Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Учебная дисциплина «Основы психиатрии» Б1.В.ДВ.3 предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Клиническая психология» 37.03.01 (магистратура)
Она изучается магистрантами в 4 семестре (в период летней сессии второго курса).
Учебная дисциплина способствует углублению и расширению базовой профессиональной подготовки студентов, а также учитывает их образовательные потребности
Относится к разделу дисциплин по выбору вариативной части ОП.
Современные требования к профессиональной подготовке магистранта по направлению «Клиническая психология» обусловливают необходимость введения настоящего курса. Профессиональная компетентность психолога зачастую определяется умением работать с «трудными детьми», «маргинальными личностями», которые как правило являются носителями психической патологии. Основные психологические проблемы в практике психологического консультирования (трудности обучения, коммуникативные проблемы, нарушения речи, моторики, поведения, интеллекта) часто связаны с нарушениями психики. Это требует знаний общепатологических закономерностей при коррекции этих нарушений.
Содержание курса включает общие представления о причинах, механизмах развития, систематике основных психических нарушениях. Большое внимание уделяется возрастной специфике расстройств. Подробно анализируются социальные и семейные факторы в развитии психической патологии. Рассматриваются закономерности течения и проявления наиболее распространенных психических заболеваний. При этом основное внимание уделяется возможностям психологической диагностики, профилактики и психолого-педагогической коррекции психических нарушений, которые составляют значительную долю в детской и взрослой популяции.
В связи с этим основной задачей курса является изучение закономерностей формирования психических нарушений, методов диагностики и направлений психологической коррекции.
Дисциплина “Основы психиатрии” дает представление об основных принципах построения психопатологического обследования, его связи с клиникой отклоняющегося развития. Овладение данной дисциплиной позволит специалистам на современном уровне включиться в психолого-педагогические мероприятия по диагностике и коррекции психических нарушений у детей и взрослых, решению вопросов о направлении больных в соответствующие их состоянию образовательные и лечебные учреждении, построению дифференцированной системы коррекционно-развивающих мероприятий и организации социально-педагогической адаптации, абилитации и реабилитации.
За время изучения данного курса слушатели должны приобрести теоретические и практико-ориентированные знания по основам психопатологи детского возраста, научиться критически оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности.
Содержание логически взаимосвязано и требует знаний в области общей психологии, возрастной психологии, психодиагностики, физиологии ВНД и психофизиологии, клинической психологии, основ неврологии, основ психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
Общекультурных
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2).
Профессиональных
- готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-5).
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины по формированию компетенции – готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2).
Знать:
1. Основные критерии психической нормы и патологии.
2. Анатомо-физиологические основы психических процессов в норме и патологии.
3. Критерии основных проявлений психических расстройств.
Уметь:
1.Оценить психический статус.
2.Определить основные риски при психических расстройствах.
3.Применять готовые алгоритмы действий в нестандартных ситуациях, связанных с психическими расстройствами.
Владеть:
1. Приемами экспресс-диагностики для определения признаков психических заболеваний.
2.Ннавыками общения с психически больными.
3. Приемами первой помощи при наиболее опасных психических нарушениях
В результате освоения дисциплины по формированию компетенции –
- готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-5).
Знать:
1. Модели диагнозов при нарушениях психического развития
2. Положения теории, лежащие в основе экспертизы проблем развития и проявлений психопатологии.
3. Механизмы коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов с использованием современных медико-психологических средств.
4. Знать технологии воспитания, обучения, развития и абилитации людей с психическими нарушениями
.Уметь:
1. Применять основные модели психопатологической диагностики.
2.Использовать различные критерии оценки в экспертизе психологических свойств и состояний, психических процессов.
3.Осуществлять психологическую коррекцию симптомов нарушений психического развития.
4. Информировать семью о возможных источниках помощи;
5.Уметь анализировать эффективность психокоррекционных технологий для каждого конкретного случая.
Владеть:
1. Основными методами комплексной диагностики психических нарушений.
2. Навыками экспертизы психологических свойств и состояний, психических процессов
3.Способами психологической коррекции нарушений с учетом клинических проявлений, особенностей развития пациента и семейной системы.
4.Приемами оценки эффективности психокорекционных технологий в работе с проблемами нарушений психики.