Контакты:
-
GМ
Galina МеженцеваУчитель
Данная дисциплина Б1.О.02.01 «Сравнительная специальная педагогика» относится к профильно-ориентированной части обязательного цикла ОП. Логически и содержательно-методически взаимосвязана с общепрофессиональными дисциплинами данного цикла ОП.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин части ОП, формируемой участниками образовательных отношений, прохождения практик, проведения научно-исследовательской работы и прохождения ГИА.
Для освоения дисциплины «Сравнительная специальная педагогика» студентам необходимо усвоить предшествующие дисциплины общепрофессионального блока, такие как: «Технологии развития критического мышления», «Методология и методы научного исследования», «Управление проектами», «Современные ИКТ в научных исследованиях» и другие.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
|
Знать: - способы выявления проблемных ситуаций в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов; Уметь: - находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации; - рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски; Владеть: - способами грамотного, логичного, аргументированного формулирования собственных суждений и оценок; - способами предложения стратегий действий; - способами определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации.
|
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
Знать: - принципы и методы нахождения и использования необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информации о культурных особенностях и традициях различных сообществ; Уметь: - демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования; Владеть: - способами толерантного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.
|
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований |
Знать: - историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ; - теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; - результаты научных исследований в сфере психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Уметь: - использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Владеть: - системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности; - методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ. |
ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса |
Знать: - характеристику возрастных этапов психического развития при разных видах дизонтогенеза; - принципы, содержание, методы и организацию психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями речи; - технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи; Уметь: - разрабатывать программу психолого-педагогического обследования; - применять разные методы проведения обследования; - отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи; - интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации; - прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения; - определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации лиц с нарушениями речи; - взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта; Владеть: - содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования; - методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов; - умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования; - умением сформулировать рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования; - навыками проведения семейного консультирования, направленного на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье; - методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей; - техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи. |