Контакты:

Данная дисциплина Б1.О.02.01 «Сравнительная специальная педагогика» относится к профильно-ориентированной части обязательного цикла ОП. Логически и содержательно-методически взаимосвязана с общепрофессиональными дисциплинами данного цикла ОП.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин части ОП, формируемой участниками образовательных отношений, прохождения практик, проведения научно-исследовательской работы и прохождения ГИА.

Для освоения дисциплины «Сравнительная специальная педагогика» студентам необходимо усвоить предшествующие дисциплины общепрофессионального блока, такие как: «Технологии развития критического мышления», «Методология и методы научного исследования», «Управление проектами», «Современные ИКТ в научных исследованиях» и другие.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Компетенция

Индикаторы достижения

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

- способы выявления проблемных ситуаций в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов;

Уметь:

- находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации;

- рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски;

Владеть:

- способами грамотного, логичного, аргументированного формулирования собственных суждений и оценок; - способами предложения стратегий действий;

- способами определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации.

 

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Знать:

- принципы и методы нахождения и использования необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информации о культурных особенностях и традициях различных сообществ;

Уметь:

- демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования;

Владеть:

- способами толерантного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.

 

ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

Знать:

- историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

- теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;

- результаты научных исследований в сфере психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Уметь:

- использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

Владеть:

- системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности;

- методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ.

ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса

Знать:

- характеристику возрастных этапов психического развития при разных            видах дизонтогенеза;

- принципы,  содержание,   методы    и организацию психолого-педагогической

диагностики   обучающихся  с нарушениями речи;

- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;

Уметь:

- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;

- применять разные методы проведения обследования;

- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;

- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;

- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять  и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;

- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации    лиц с нарушениями речи;

- взаимодействовать с членами реабилитационной команды,            социальной, психологической            и медицинской         и другими            службами      по вопросам комплексной реабилитации в интересах

реабилитанта;

Владеть:

- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;

- методами  диагностики   и     оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;

- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;

- умением сформулировать                      рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы      с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;

- навыками проведения семейного консультирования, направленного на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;

- методами и технологиями                     психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;

- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.