Контакты:
-
Николай МаксуновУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.25 Социальная политика относится к дисциплинам обязательной части Блока 1 Дисциплины (модули) основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, профиль образовательной программы «Социальная работа в государственных и негосударственных организациях», очной формы обучения.
Теоретической базой для изучения дисциплины являются знания и способности, приобретённые при изучении дисциплин Б1.О.12 Теория социальной работы и Б1.О.24 Теории социального благополучия, которые изучаются на первом курсе, а также знания и способности, приобретённые в процессе прохождения ознакомительной практики. Знания и способности, приобретённые в процессе изучения дисциплины Б1.О.25 Социальная политика, будут способствовать формированию компетенций, предусмотренных для дисциплин Б1.О.15 Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, Б1.О.16 Экономические основы социальной работы, Б1.В.04 Социальная защита населения, Б1.В.05 Социальное обслуживание населения, Б1.В.06 Пенсионное обеспечение, Б1.В.07 Социальное страхование, а также формированию компетенций, предусмотренных технологической практикой и стажировкой в органах социальной защиты населения.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-2 Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов |
Знать: - научные теории и концепции социально-политического и социально-экономического развития цивилизации; - цели и задачи государства в социальной сфере. Уметь: - осуществлять мониторинг социальной среды и процессов, происходящих в обществе. Владеть: - методами анализа социально-экономического положения различных социальных групп и слоёв общества. |
ПК – 2 Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании
|
Знать: - цели, задачи и функции системы социальной защиты населения и социального обслуживания; - алгоритмы деятельности государственных и общественных социальных институтов. Уметь: - выявлять интересы и потребности различных групп и слоёв населения; - выявлять социальные риски и конфликты интересов и потребностей, возникающие в обществе. Владеть: - навыками и знаниями, необходимыми для разработки программ и мероприятий по оказания нуждающимся гражданам помощи в реализации их прав на меры социальной защиты, социальные услуги и социальное сопровождение; - методами сбора информации по социальной защите и социальному обслуживанию населения из различных источников, в том числе из сетевых ресурсов. |
3. Содержание дисциплины
Тема 1. Социальная политика как общественная теория и практика.
Социальная политика как общественная теория и практика. Взаимосвязь социальной политики и экономики. Экономика труда. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики. Социальная рыночная экономика.
Тема 2. Социальная структура общества (стратификация).
Роль и место социальной политики в системе общественных отношений. Сущность, содержание, инфраструктура социальной структуры общества. Социальные группы. Критерии и типы социальных групп. Социальные институты и социальные потребности.
Тема 3. Сущность, содержание и цели социальной политики.
Социальная политика: сущность и общие положения. Содержание социальной политики (субъекты и цели, типы и тенденции социального развития, функции и основные задачи социальной политики, основные сферы осуществления социальной политики). Цели социальной политики.
Тема 4. Социальная трансформация и социальная безопасность.
Сущность, типы развития, основные теории социальной трансформации. Тенденции социальной трансформации современного российского общества. Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с социальной трансформацией. Роль социальной политики для социальной безопасности.
Тема 5. Предмет, объект, и субъекты социальной политики.
Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики. Социальные субъекты-институты. Негосударственные субъекты-институты социальной политики. Современные социальные движения.
Тема 6. Роль государства в социальной политике. Социальная политика как системная социальная технология.
Роль государственности и государства в социальной политике. Государство как ресурс обеспечения социальных перспектив, целей, возможностей. Государственная социальная политика. Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике.
Тема 7. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.
Модели социальной политики: основные принципы построения. Социальные преобразования в странах Западной Европы, Японии и США. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.
Тема 8. Основы формирования правового обеспечения социальной политики.
Конституция РФ – основа социального права. Международные документы о социальных правах и свободах человека и гражданина. Правовое поле федеральной государственной власти в социальной сфере. Правовое обеспечение социальной политики в субъектах РФ.
Тема 9. Социальная политика и социальная защита населения в РФ.
Сущность и содержание социальной защиты населения. Основные направления социальной защиты населения. Концептуальные подходы к реформированию системы социальной защиты населения в РФ.
Тема 10. Проблема бедности и пути её решения.
Понятие бедности, её масштабы. Кто такие бедные в России. Опыт борьбы с бедностью. Общий план действий. Стратегия борьбы с бедностью. Текущие меры.
Тема 11. Система государственного социального страхования в РФ.
История и международный опыт организации социального страхования. Категории и методологические основы социального страхования. Пути формирования института социального страхования. Система обязательного государственного социального страхования в РФ.
Тема 12. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации.
Пенсионная система России. Финансовые основы пенсионной системы России. Организационная структура и управление пенсионной системой. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы России. Основные принципы и перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ.
Тема 13. Социальные аспекты государственной жилищной политики.
Реализация конституционного права граждан на жилище. Государственное регулирование жилищной сферы. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе. Состояние жилищной проблемы в современной России.
Тема 14. Проблемы демографии и политика народонаселения
Взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения. Методы изучения демографических процессов. Политика народонаселения. Анализ развития демографических тенденций в Российской Федерации.
Тема 15. Социальная политика в сфере трудовых отношений.
Особенности рынка труда и его функций в России. Проблемы занятости населения Российской Федерации. Производительность труда как экономическая основа социальной политики. Безопасность труда: формирование новой доктрины государственной политики. Социальное партнерство как ключевое направление согласования интересов его субъектов.
Тема 16. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения в РФ.
Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения в России. Основные положения реформы здравоохранения (причины, цели, задачи, пути реализации). Сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты медицинского страхования.
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий |
|||
лекции |
практичес- кие занятия |
самосто-ятельная работа |
контроль |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной политики |
||||||
1 |
Социальная политика как общественная теория и практика. |
4 |
2 |
|
1 |
|
2 |
Социальная структура общества (стратификация). |
4 |
2 |
|
1 |
|
3 |
Сущность, содержание и цели социальной политики |
4 |
2 |
|
1 |
|
4 |
Социальная трансформация и социальная безопасность |
4 |
2 |
|
1 |
|
5 |
Предмет, объект, и субъекты социальной политики. |
4 |
2 |
|
1 |
|
6 |
Роль государства в социальной политике. Социальная политика как системная социальная технология. |
8 |
2 |
2 |
2 |
|
Раздел 2. Социальная политика – практика развития социальной сферы |
||||||
7 |
Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики. |
8 |
2 |
2 |
2 |
|
8 |
Основы формирования правого обеспечения социальной политики. |
8 |
2 |
2 |
2 |
|
9 |
Социальная политика и социальная защита населения в РФ. |
8 |
2 |
2 |
2 |
|
10 |
Проблема бедности и пути её решения.
|
8 |
|
4 |
2 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 |
Система государственного социального страхования в РФ. |
8 |
|
4 |
2 |
|
12 |
Пенсионная система и её реформа в РФ. |
8 |
|
4 |
2 |
|
13 |
Социальные аспекты государственной жилищной политики. |
8 |
|
4 |
2 |
|
14 |
Проблемы демографии и политика народонаселения |
8 |
|
4 |
2 |
|
15 |
Социальная политика в сфере трудовых отношений. |
8 |
|
4 |
2 |
|
16 |
Стратегия и приоритеты развития здравоохранения и образования в РФ. |
8 |
|
4 |
2 |
|
|
Подготовка и сдача экзамена |
|
|
|
|
27 |
ИТОГО |
108 |
18 |
36 |
27 |
27 |
5. Виды учебной деятельности
Лекции.
Лекция № 1. (2 часа)
Тема 1. Социальная политика как общественная теория и практика.
1. Социальная политика как общественная теория и практика.
2. Взаимосвязь социальной политики и экономики.
3. Экономика труда.
4. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики.
5. Социальная рыночная экономика.
Лекция № 2. (2 часа)
Тема 2. Социальная структура общества (стратификация).
1. Роль и место социальной политики в системе общественных отношений.
2. Сущность, содержание, инфраструктура социальной структуры общества.
3. Социальные группы.
4. Критерии и типы социальных групп.
5. Социальные институты и социальные потребности.
Лекция № 3. (2 часа)
Тема 3. Сущность, содержание и цели социальной политики
1. Социальная политика: сущность и общие положения.
2. Содержание социальной политики (субъекты и цели, типы и тенденции социального развития, функции и основные задачи социальной политики, основные сферы осуществления социальной политики).
3. Цели социальной политики
Лекция № 4. (2 часа)
Тема 4. Социальная трансформация и социальная безопасность
1. Сущность, типы развития, основные теории социальной трансформации.
2. Тенденции социальной трансформации современного российского общества.
3. Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с социальной трансформацией.
4. Роль социальной политики для социальной безопасности.
Лекция № 5. (2 часа)
Тема 5. Предмет, объект, и субъекты социальной политики.
1. Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики.
2. Социальные субъекты-институты.
3. Негосударственные субъекты-институты социальной политики.
4. Современные социальные движения.
Лекция № 6. (2 часа)
Тема 6. Роль государства в социальной политике. Социальная политика как системная социальная технология.
1. Роль государственности и государства в социальной политике.
2. Государство как ресурс обеспечения социальных перспектив, целей, возможностей.
3. Государственная социальная политика.
4. Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике.
5. Социальная экспертиза и социальная диагностика.
Лекция № 7. (2 часа)
Тема 7. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.
1. Модели социальной политики: основные принципы построения.
2. Социальные преобразования в странах Западной Европы, Японии и США.
3. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.
Лекция № 8. (2 часа)
Тема 8. Основы формирования правового обеспечения социальной политики.
1. Конституция РФ – основа социального права.
2. Международные документы о социальных правах и свободах человека и гражданина.
3. Правовое поле федеральной государственной власти в социальной сфере.
4. Правовое обеспечение социальной политики в субъектах РФ.
Лекция № 9. (2 часа)
Тема 9. Социальная политика и социальная защита населения в РФ.
1. Сущность и содержание социальной защиты населения.
2. Основные направления социальной защиты населения.
3. Концептуальные подходы к реформированию системы социальной защиты населения.
Практические занятия
Практическое занятие № 1. (2 часа)
Тема 6. Роль государства в социальной политике. Социальная политика как системная социальная технология.
1. Роль государственности и государства в социальной политике
2. Государственная социальная политика.
3. Социальная экспертиза.
4. Социальная диагностика.
Задание для самостоятельной работы: студенты самостоятельно изучают материал темы и готовятся к выступлению по любому из вопросов семинара. Выступления на семинаре происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.
Практическое занятие № 2. (2 часа)
Тема 7. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.
Вопросы:
1. Модели социальной политики: основные принципы построения.
2. Социальные преобразования в странах Западной Европы, Японии и США.
3. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.
Задание для самостоятельной работы: студенты самостоятельно изучают материал темы и готовятся к выступлению по любому из вопросов семинара. Выступления на семинаре происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.
Практическое занятие № 3. (2 часа)
Тема 8. Основы формирования правового обеспечения социальной политики.
Вопросы:
1. Конституция РФ – основа социального права.
2. Международные документы о социальных правах и свободах человека и гражданина.
3. Правовое поле федеральной государственной власти в социальной сфере.
4. Правовое обеспечение социальной политики в субъектах РФ.
Задание для самостоятельной работы: студенты самостоятельно изучают материал темы и готовятся к выступлению по любому из вопросов семинара. Выступления на семинаре происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.
Практическое занятие № 4. (2 часа)
Тема 9. Социальная политика и социальная защита населения в Российской Федерации.
Вопросы:
1. Сущность и содержание социальной защиты населения.
2. Основные направления социальной защиты населения.
3. Концептуальные подходы к реформированию системы социальной защиты населения в РФ.
Задание для самостоятельной работы: студенты самостоятельно изучают материал темы и готовятся к выступлению по любому из вопросов семинара. Выступления на семинаре происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.
Практическое занятие № 5. (4 часа)
Тема 10. Проблема бедности и пути её решения.
Вопросы:
1. Понятие бедности, её масштабы.
2. Кто такие бедные в России.
3. Опыт борьбы с бедностью.
4. Общий план действий.
5. Стратегия борьбы с бедностью.
6. Текущие меры.
Задание для самостоятельной работы: студенты самостоятельно изучают материал темы и готовятся к выступлению по любому из вопросов семинара. Выступления на семинаре происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.
Практическое занятие № 6. (4 часа)
Тема 11. Система государственного социального страхования в Российской Федерации.
Вопросы:
1. История и международный опыт организации социального страхования.
2. Категории и методологические основы социального страхования.
3. Пути формирования института социального страхования.
4. Система обязательного государственного социального страхования в РФ.
Задание для самостоятельной работы: студенты самостоятельно изучают материал темы и готовятся к выступлению по любому из вопросов семинара. Выступления на семинаре происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.
Практическое занятие № 7. (4 часа)
Тема 12. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации.
Вопросы:
1. Пенсионная система России. Финансовые основы пенсионной системы России.
2. Организационная структура и управление пенсионной системой.
3. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы России.
4. Основные принципы и перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ.
Задание для самостоятельной работы: студенты самостоятельно изучают материал темы и готовятся к выступлению по любому из вопросов семинара. Выступления на семинаре происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.
Практическое занятие № 8. (4 часа)
Тема 13. Социальные аспекты государственной жилищной политики
Вопросы:
1. Реализация конституционного права граждан на жилище.
2. Государственное регулирование жилищной сферы.
3. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе.
4. Состояние жилищной проблемы в современной России.
Задание для самостоятельной работы: преподаватель назначает по каждому вопросу докладчика, который пишет эссе (реферат) по вопросу с обязательным формулированием проблемы (проблем). Остальные студенты участвуют в решении этой проблемы. Оценивается эссе (письменная работа) студента и активность студентов в ходе дискуссии. Поиск материалов по теме дискуссии студенты осуществляют самостоятельно.
Практическое занятие № 9. (4 часа)
Тема 14. Проблемы демографии и политика народонаселения
Вопросы:
1. Взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения.
2. Методы изучения демографических процессов.
3. Политика народонаселения.
4. Анализ развития демографических тенденций в Российской Федерации.
Задание для самостоятельной работы: преподаватель назначает по каждому вопросу докладчика, который пишет эссе (реферат) по вопросу с обязательным формулированием проблемы (проблем). Остальные студенты участвуют в решении этой проблемы. Оценивается эссе (письменная работа) студента и активность студентов в ходе дискуссии. Поиск материалов по теме дискуссии студенты осуществляют самостоятельно.
Практическое занятие № 10. (4 часа)
Тема 15. Социальная политика в сфере трудовых отношений.
Вопросы:
1. Особенности рынка труда и его функций в России.
2. Проблемы занятости населения Российской Федерации.
3. Производительность труда как экономическая основа социальной
политики.
4. Безопасность труда: формирование новой доктрины государственной политики.
5. Социальное партнерство как ключевое направление согласования интересов его субъектов и обеспечения реализации социальной политики.
Задание для самостоятельной работы: преподаватель назначает по каждому вопросу докладчика, который пишет эссе (реферат) по вопросу с обязательным формулированием проблемы (проблем). Остальные студенты участвуют в решении этой проблемы. Оценивается эссе (письменная работа) студента и активность студентов в ходе дискуссии. Поиск материалов по теме дискуссии студенты осуществляют самостоятельно.
Практическое занятие № 11. (4 часа)
Тема 16. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения в РФ.
Вопросы:
1. Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения в России.
2. Основные положения реформы здравоохранения (причины, цели, задачи, пути реализации).
3. Сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты медицинского страхования.
Задание для самостоятельной работы: преподаватель назначает по каждому вопросу докладчика, который пишет эссе (реферат) по вопросу с обязательным формулированием проблемы (проблем). Остальные студенты участвуют в решении этой проблемы. Оценивается эссе (письменная работа) студента и активность студентов в ходе дискуссии. Поиск материалов по теме дискуссии студенты осуществляют самостоятельно.
Самостоятельная работа
Тема 1. Социальная политика как общественная теория и практика.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Каким фазам воспроизводства рабочей силы и почему в большей степени соответствует функциональная роль отраслей социально-культурного комплекса как составной части социально-трудовой сферы (СТС):
а) фазе подготовки рабочей силы (РС);
б) фазе распределения РС;
в) фазе обмена РС;
г) фазе использования РС.
2. Обоснуйте, какое понятие шире – «социально-трудовая сфера» или «социальная сфера». Предложите критерии их содержательной близости и существенные отличия.
3. Приведите конкретные примеры из области теории и практики, подтверждающие единство социальной и трудовой составляющей в социально-трудовых отношениях.
4. Аргументируйте ключевые цели, задачи, принципы и критерии:
а) социального государства;
б) государства, использующего принципы субсидиарности;
в) социально ориентированной рыночной экономики;
г) социальной рыночной экономики;
д) рыночной экономики.
5. Докажите с помощью формулы Фишера активное воздействие социальной политики и СТС на развитие экономики и общества в целом.
Тема 2. Социальная структура общества (стратификация).
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Назовите ключевые элементы социальной структуры общества.
2. Определите коренные отличия социальной группы, социальной общности, социального слоя.
3. Дайте определение категории «социальное положение».
4. Охарактеризуйте общество, для которого присуще классовое деление и назовите основное отличие от общества с кастовым делением.
5. По каким основаниям выделяются статистические социальные группировки?
6. Приведите примеры социальных статистических группировок.
7. Субъектами и объектами каких социальных отношений выступают реальные социальные группы?
8. Приведите примеры социальных групп в соответствии со стратификационной классификацией типов социальных группировок.
9. Приведите примеры социальных групп в соответствии с социально-экономической классификацией типов социальных группировок.
10. Определите основное отличие социально-экономического и стратификационного подходов к типизации социальных группировок.
11. В чём состоит суть взаимосвязи социальных институтов с социальными нормами и социальным обменом?
12. Чем отличаются социальные потребности от запросов индивида?
13. В чём сущность ранжирования социальных потребностей?
14. Приведите примеры социальных институтов и определите их роль в жизни и развитии общества.
Тема 3. Сущность, содержание и цели социальной политики
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Правильны ли и точны ли следующие утверждения:
а) Социальная политика – это меры помощи социально слабым (уязвимым) слоям населения.
б) Социальная политика – это политика государства в социальной сфере.
2. Из перечисленных ниже субъектами социальной политики являются:
- должностные лица в государственных организациях;
- граждане;
- политические партии;
- футбольные болельщики;
- работодатели;
- рабочий класс;
- государство;
- полиция;
- иностранные инвесторы;
- банки;
- предприятия;
- детские пособия;
- заработная плата;
- частная собственность.
3. Дополните определение.
Социальная политика есть взаимоотношения (кого с кем?) …… по поводу ……….. .
4. Составьте верный ответ, используя предложенное в скобках.
Субъекты социальной политики - реально ………. (самостоятельные; уполномоченные; зарегистрированные в установленном порядке; обозначенные в Конституции РФ; получившие разрешение от государственных органов власти) и при том фактически (организовавшиеся; действующие; выразившие намерения; объявшие свою программу; не удовлетворённые своим положением) социальные группы и ……… (защищающие их; снабжающие их информацией; представляющие их; сочувствующие им) органы, организации, институты, структуры.
5. По статистическим справочникам определите динамику:
- реальных доходов населения с 2010 г. по настоящее время;
- структуру занятости (долю занятых) в хозяйствах разных форм собственности за последние 5 лет.
Тема 4. Социальная трансформация и социальная безопасность
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «социальная трансформация.
2. Назовите основные причины изменений социальной структуры общества.
3. Каковы основные признаки социальной трансформации?
4. Перечислите основные теории социальной трансформации и сформулируйте их основополагающие позиции.
5. Почему индивидуальные перемещения людей не способны привести к социальной трансформации?
6. Раскройте дефиницию понятия «социальная безопасность».
7. Назовите субъекты социальной безопасности.
8. Назовите объекты социальной безопасности.
9. Перечислите основные потенциальные угрозы социальной безопасности.
10. Почему среди причин социальной безопасности обозначены негативные демографические процессы?
11. Какие условия необходимы для обеспечения социальной безопасности в современной России?
12. В каких случаях социальная трансформация угрожает социальной безопасности?
13. Какие основные явления определяют социальную напряжённость в современной России.
14. Назовите основные меры по обеспечению социальной безопасности в России.
15. Какая основная цель достижения социальной безопасности.
Тема 5. Предмет, объект, и субъекты социальной политики.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятий «объект», «субъект» социальной политики.
2. Назовите основные характеристики субъектов социальной политики.
3. Определите четыре уровня социальной политики и их особенности.
4. Какими факторами определяется целостность социальной политики?
5. Основные виды деятельности по реализации социальной политики государством.
6. Социальное право, как основа регулирования деятельности субъектов социальной политики.
7. Дайте характеристики государственным и негосударственным субъектам социальной политики.
Тема 6. Роль государства в социальной политике. Социальная политика как системная социальная технология.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Выполнить следующие задания:
1. Подтвердите или опровергните данное ниже утверждение: Сильная социальная политика – это социальная политика сильного государства, которое имеет возможность и умеет заставить осуществлять намеченные им меры.
2. Отметьте верное: Социальное государство в России:
- уже реально функционирует;
- невозможно в принципе;
- никому не нужно;
- правительство подвергает сомнению сам принцип социального государства;
- обозначено в Конституции как тип, присущий современному российскому государству;
- начало постепенно создаваться.
3. Назовите основные критерии эффективной социальной технологии.
4. Почему социальный проект не должен рассматриваться как проект окончательного управленческого решения?
5. Назовите основополагающие цели стратегического социального планирования.
6. Может ли быть экспертом, осуществляющим социальную экспертизу, человек, не обладающий профессиональными знаниями по экспертируемой социальной проблеме и её решению?
7. Возможна ли, если да, то при каких условиях, независимая социальная экспертиза?
8. Назовите основной критерий социальной политики как системной социальной технологии.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 1, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 7. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Перечислите основные направления социальной политики, реализуемые в мире, дайте определения и классифицируйте их.
2. Выберите из перечисленных, реально существующие модели социальной политики:
- социал-демократическая;
- либерально-демократическая;
- рудиментарная;
- континентальная;
- демократическая;
- корпоративная;
- восточно-европейская;
- либеральная;
- англосаксонская;
- североамериканская.
3. Выберите правильный ответ. Социальные субъекты – институты – это:
а) правовые номы;
б) научные теории;
в) формы самоорганизации населения;
г) социальные группы и социальные общности.
3. Дайте краткую характеристику основным тенденциям реализации социальной политики в странах СНГ.
4. Почему в Японии «оплата труда в зависимости от стажа» абсолютно равнозначна понятию №оплата труда за квалификацию». Отметьте правильный вариант ответа:
а) национальные особенности;
б) действие системы подготовки на рабочем месте;
в) специфика японской системы оплаты труда;
г) стаж – основной зарплатообразующий показатель.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 2, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 8. Основы формирования правового обеспечения социальной политики.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Перечислите четыре уровня формирования правовых инструментов социальной политики.
2. Назовите основные формами осуществления правового обеспечения социальной политики являются.
3. Перечислите основные законодательные акты РФ в области регулирования доходов населения.
4. Перечислите основные законодательные акты в области пенсионного, социального и медицинского страхования.
5. Перечислите основные законодательные акты по социальной помощи населению.
6. Перечислите основные законодательные акты по социальному обслуживанию населения.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 3, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 9. Социальная политика и социальная защита населения в РФ.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Какие существуют системы социальной защиты населения в зависимости от избираемых подходов?
2. Перечислите основные формы социальной защиты населения.
3. Перечислите принципы социальной работы.
4. Какие действия включает в себя основное содержание социальной работы?
5. Назовите субъекты и объекты социальной работы.
6. Дайте определение социальным службам.
7. Перечислите основные подходы к деятельности системы социальной защиты.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 4, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 10. Государственная социальная помощь и социальные услуги в РФ.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Что такое бедность, каково её определение, источники?
2. Перечислить методы оценки границы бедности и численности лиц, находящихся за указанной чертой. Какой метод применяется в России?
3.В мире есть две основные модели преодоления бедности: раскрыть их главное содержание и их последствия в отношении уровня жизни. Привести примеры по странам.
4. Что означают термины «борьба с бедностью» и помощь по бедности», чем они отличаются? Раскрыть ведущие принципы каждой из этих позиций.
5. Как действует в настоящее время система помощи по бедности в РФ, каковы основные её формы?
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 5, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 11. Система государственного социального страхования в РФ.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Какие характеристики и отличительные черты (с финансовых, правовых позиций) присущи основным институтам социальной защиты?
2. Что такое социальный риск: какова его природа и с помощью каких характеристик наиболее полно можно его описать?
3. На каких принципах основано социальное страхование?
4. Какие организационные и политические решения требуются для формирования эффективной национальной системы социального страхования?
5. Опишите и охарактеризуйте функции по управлению отдельными видами социального страхования, которые, по вашему мнению, целесообразно поручить федеральным органам, а какие региональным органам.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 6, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 12. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Назовите основные структурные составляющие современной пенсионной системы Российской Федерации.
2. Объясните понятие «страховая пенсия» и её экономическое содержание.
3. Перечислите базовые принципы обязательного пенсионного страхования. Особенности их реализации в России.
4. Бюджет пенсионного страхования России. Его место в государственной бюджетной системе РФ.
5. Виды и формы обязательного пенсионного страхования в развитых зарубежных странах и в России.
6. Финансовое обеспечение обязательного пенсионного страхования.
7. Особенности обязательного страхования отдельных категорий застрахованных.
8. Социальные и экономические результаты реформирования пенсионной системы РФ.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 7, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 13. Социальные аспекты государственной жилищной политики.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. В настоящее время жилищный фонд России составляет:
- в государственной собственности - ____ %;
- в частной собственности - ____ %;
- в муниципальной собственности ____ %.
2. Государство, присоединившееся к нормам международного права, принимает на себя обязанность удовлетворять ….. (минимальные, постоянно растущие) потребности граждан в жилье.
3. Государство, провозглашающее себя социальным, фиксирует в конституции и законах обязанность удовлетворять ……. (минимальные, постоянно растущие) потребности граждан в жилье.
4. Продолжить предложение: «Конституция РФ зафиксировала смену принципов удовлетворения жилищных потребностей людей и закрепила переход от системы преимущественно государственной монополии на жильё к системе множественности форм собственности, что означает ………. »
5. Право граждан на жилище может быть сведено к трём юридическим постулатам (ст. 40 Конституции РФ) ……….. .
6. Продолжить предложение: Политика «государственного жилищного патернализма означает ………
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 8, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 14. Проблемы демографии и политика народонаселения
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Экономическое влияние демографического фактора сказывается на развитии страны, на состоянии трудовых ресурсов? Да или нет?
2. Опыт каких стран в государственном регулировании демографических процессов больше всего подходит для России:
а) Франции; б) Китая; в) Австрии; г) Германии; д) США?
3. Под управлением демографическими процессами следует понимать целенаправленное формирование оптимального в долгосрочной перспективе …………. (типа воспроизводства; рождаемости; прироста; миграции) населения, или закрепление существующего типа, если он оптимален, путём осуществления взаимосвязанных мер.
4. В настоящее время в России в процессах естественного населения наблюдаются: - тенденция ………… (сокращения рождаемости; роста рождаемости) во всех регионах страны;
- ……… (снижение, повышение) суммарного коэффициента рождаемости;
- ……… (умеренная, низкая, высокая) смертность населения;
- тенденция ……… (сокращения, роста) общей численности населения;
- ………. (сокращение, рост) количества заключённых браков во всех субъектах РФ.
5. Рассчитайте естественный прирост населения России в 2018 году, если:
- коэффициент рождаемости был равен 8,7 промилле;
- коэффициент смертности – 15,3 промилле.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 9, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 15. Социальная политика в сфере трудовых отношений.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Каковы функции рынка труда?
2. Что такое инфраструктура рынка труда?
3. Выберите правильный вариант утверждения. Безработный по методике МОТ является:
а) человек, который был уволен по сокращению штатов, находится в трудоспособном возрасте, не работает больше 2 недель;
б) человек, который не имеет работы, уволился по собственному желанию, не повысил свою квалификацию или не прошёл переподготовку;
в) человек, который не имеет работы, активно её ищет, готов приступить к работе.
4. Является л безработица неизбежным явлением?
5. Что необходимо предпринять, чтобы повысить воспроизводственную и стимулирующую роль оплаты труда?
6. В чём противоречия между установлением гарантированных тарифных ставок (окладов) и механизмом формирования фондов оплаты труда предприятий и как их разрешить?
7. Можно ли рассматривать социальную политику в плане хозяйствования, как политику распределения вновь созданного дохода, как по экономическим, так и по не экономическим критериям?
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 10, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
Тема 16. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения в РФ.
Задания для самостоятельной работы студента:
Прочитать материалы по изучаемой теме, используя конспект лекций и основную литературу по изучаемой дисциплине.
Устно ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Перечислите основные особенности медико-демографической ситуации в России.
2. Назовите и определите субъекты медицинского страхования.
3. Перечислите экономические особенности медицинских услуг.
4. Определите основные функции медицинского социального страхования.
5. Назовите основные задачи государственной социальной политики в здравоохранении.
Каждый студент группы готовится участвовать в дискуссии по вопросам практического занятия № 11, к практическому занятию пишет эссе (реферат) по одному из вопросов занятия.
6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Формами текущего контроля освоения студентами дисциплины «Экономические основы социальной работы являются:
- выступления и ответы на вопросы на практических занятиях;
- написание студентами эссе (рефератов) к практическим занятиям по предложенным темам;
- тестирование после изучения каждой из тем №1, №2, №3, №4, №5.
Примерный перечень тем эссе (рефератов):
1. Роль государственности и государства в социальной политике
2. Государственная социальная политика.
3. Модели социальной политики: основные принципы построения.
4. Социальные преобразования в странах Западной Европы, Японии и США.
5. Правовое поле федеральной государственной власти в социальной сфере.
6. Правовое обеспечение социальной политики в субъектах РФ.
7. Сущность и содержание социальной защиты населения.
8. Основные направления социальной защиты населения.
9. Кто такие бедные в России.
10. Опыт борьбы с бедностью.
11. Пути формирования института социального страхования.
12. Система обязательного государственного социального страхования в РФ.
13. Пенсионная система России. Финансовые основы пенсионной системы России.
14. Организационная структура и управление пенсионной системой.
15. Реализация конституционного права граждан на жилище.
16. Государственное регулирование жилищной сферы.
17. Политика народонаселения.
18. Анализ развития демографических тенденций в Российской Федерации.
19. Безопасность труда: формирование новой доктрины государственной политики.
20. Социальное партнерство как ключевое направление согласования интересов его субъектов и обеспечения реализации социальной политики.
21. Основные положения реформы здравоохранения (причины, цели, задачи, пути реализации).
22. Сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты медицинского страхования.
Примерные вопросы для самостоятельной подготовки
1. Приведите конкретные примеры из области теории и практики, подтверждающие единство социальной и трудовой составляющей в социально-трудовых отношениях.
2. Аргументируйте ключевые цели, задачи, принципы и критерии:
а) социального государства;
б) государства, использующего принципы субсидиарности;
в) социально ориентированной рыночной экономики;
г) социальной рыночной экономики;
д) рыночной экономики.
3. Охарактеризуйте общество, для которого присуще классовое деление и назовите основное отличие от общества с кастовым делением.
4. По каким основаниям выделяются статистические социальные группировки?
5. Приведите примеры социальных статистических группировок.
6. Дополните определение.
Социальная политика есть взаимоотношения (кого с кем?) …… по поводу ……….. .
7. Составьте верный ответ, используя предложенное в скобках.
Субъекты социальной политики - реально ………. (самостоятельные; уполномоченные; зарегистрированные в установленном порядке; обозначенные в Конституции РФ; получившие разрешение от государственных органов власти) и при том фактически (организовавшиеся; действующие; выразившие намерения; объявшие свою программу; не удовлетворённые своим положением) социальные группы и ……… (защищающие их; снабжающие их информацией; представляющие их; сочувствующие им) органы, организации, институты, структуры.
8. Почему индивидуальные перемещения людей не способны привести к социальной трансформации?
9. Раскройте дефиницию понятия «социальная безопасность».
10. Назовите субъекты социальной безопасности.
11. Назовите объекты социальной безопасности.
12. Дайте определение понятий «объект», «субъект» социальной политики.
13. Назовите основные характеристики субъектов социальной политики.
14. Определите четыре уровня социальной политики и их особенности.
15. Назовите основные критерии эффективной социальной технологии.
16. Почему социальный проект не должен рассматриваться как проект окончательного управленческого решения?
17. Назовите основополагающие цели стратегического социального планирования.
18. Назовите основные формами осуществления правового обеспечения социальной политики являются.
19. Перечислите основные законодательные акты РФ в области регулирования доходов населения.
20. Перечислите основные законодательные акты в области пенсионного, социального и медицинского страхования.
21. Перечислите основные формы социальной защиты населения.
22. Перечислите принципы социальной работы.
23. Какие действия включает в себя основное содержание социальной работы?
24. Что означают термины «борьба с бедностью» и помощь по бедности», чем они отличаются? Раскрыть ведущие принципы каждой из этих позиций.
25. Как действует в настоящее время система помощи по бедности в РФ, каковы основные её формы?
26. На каких принципах основано социальное страхование?
27. Какие организационные и политические решения требуются для формирования эффективной национальной системы социального страхования?
28. Опишите и охарактеризуйте функции по управлению отдельными видами социального страхования, которые, по вашему мнению, целесообразно поручить федеральным органам, а какие региональным органам.
29. Объясните понятие «страховая пенсия» и её экономическое содержание.
30. Перечислите базовые принципы обязательного пенсионного страхования. Особенности их реализации в России.
31. Бюджет пенсионного страхования России. Его место в государственной бюджетной системе РФ.
32. Государство, провозглашающее себя социальным, фиксирует в конституции и законах обязанность удовлетворять ……. (минимальные, постоянно растущие) потребности граждан в жилье.
33. Продолжить предложение: «Конституция РФ зафиксировала смену принципов удовлетворения жилищных потребностей людей и закрепила переход от системы преимущественно государственной монополии на жильё к системе множественности форм собственности, что означает ………. »
34. Право граждан на жилище может быть сведено к трём юридическим постулатам (ст. 40 Конституции РФ) ……….. .
35. Опыт каких стран в государственном регулировании демографических процессов больше всего подходит для России:
а) Франции; б) Китая; в) Австрии; г) Германии; д) США?
36. Под управлением демографическими процессами следует понимать целенаправленное формирование оптимального в долгосрочной перспективе …………. (типа воспроизводства; рождаемости; прироста; миграции) населения, или закрепление существующего типа, если он оптимален, путём осуществления взаимосвязанных мер.
37. Является л безработица неизбежным явлением?
39. Что необходимо предпринять, чтобы повысить воспроизводственную и стимулирующую роль оплаты труда?
40. В чём противоречия между установлением гарантированных тарифных ставок (окладов) и механизмом формирования фондов оплаты труда предприятий и как их разрешить?
41. Назовите и определите субъекты медицинского страхования.
42. Перечислите экономические особенности медицинских услуг.
43. Определите основные функции медицинского социального страхования.
Примерные тестовые задания
1). Возникновение в обществе социального государства является
закономерным результатом
1. эволюционного развития общественных отношений;
2. революционных преобразований в обществе;
3. целенаправленных действий властных структур;
4. активного воздействия на систему власти со стороны других государств.
2). Социальное государство признает высшей ценностью
1. общество в целом;
2. правящий класс общества;
3. отдельные социальные группы;
4. гражданина данного государства;
5. человека, живущего на территории данного государства.
3). Социальное государство несет ответственность за
1. социальное благополучие всех членов общества;
2. сохранение минимальных доходов населения;
3. социальную поддержку малоимущих слоев населения;
4. обеспечение высокого уровня и качества жизни среднего класса.
4). Высокий уровень бюджетных расходов на социальные нужды общества
обеспечивает
1. либеральная модель социального государства;
2. корпоративная (континентальная) модель социального государства;
3. общественная (социал-демократическая) модель социального государства.
5). Приоритетной задачей современного этапа становления в России
социального государства является:
1. сглаживание социального неравенства в обществе;
2. бюджетная поддержка неэффективно работающих бизнес-структур;
3. оказание материальной помощи другим государствам.
6). Органы государственной власти современной России содействуют
осуществлению материальной обеспеченности человека
1. на уровне стандартов развитых стран;
2. в соответствии с рациональными государственными стандартами, учитывающими
реальные возможности общества;
3. руководствуясь минимальными государственными стандартами.
7). Российское государство активно поддерживает систему социального
страхования
1. для всех членов общества;
2. для малоимущих слоев населения;
3. для обеспеченных людей.
8). Социализация рыночной экономики означает
1. участие бизнеса в реализации социальных программ по остаточному
принципу;
2. ориентация бизнеса на социальные приоритеты в ущерб экономической
целесообразности;
3. стремление бизнеса к улучшению своей деятельности за счет
своевременного решения социальных проблем.
9). Участие бизнеса в социальной деятельности
1. ведет к необратимым издержкам и снижению конкурентоспособности
фирмы;
2. обеспечивает стабильную и эффективную деятельность фирмы в
долгосрочной перспективе;
3. ухудшает экономические результаты фирмы, но улучшает ее
общественный престиж.
10). Кто является основоположником понятия социального государства?
1. Гегель
2. Кант
3. Маркс
4. Л. Фон Штайн
11). В роли субъектов проводимой сегодня в России социальной политики
наиболее эффективно выступают
1. федеральные органы государственной власти;
2. органы местного самоуправления;
3. коммерческие организации;
4. институты гражданского общества;
5. региональные органы государственной власти;
6. государственные бизнес-структуры.
12). Социальная ответственность государства находит свое выражение в
проведении эффективной социальной политики в интересах
1. всех членов общества;
2. малоимущих слоев населения;
3. представителей малого бизнеса;
4. политической элиты общества.
13). Социальное правовое государство обеспечивает всем равные права на
1. достойную жизнь и свободное развитие;
2. социальную поддержку в сложной жизненной ситуации;
3. минимальный уровень личного благосостояния.
14). В основе социальной политики российского государства лежат
1. минимальные государственные социальные стандарты;
2. государственные социальные стандарты достойной жизни людей;
3. рациональные государственные социальные стандарты;
4. социальные стандарты, обеспечиваемые ресурсами бизнес-структур;
5. социальные стандарты, осуществляемые за счет средств самого
гражданина.
15). В основе деятельности гражданского общества лежат
1. общие интересы людей;
2. частные интересы людей;
3. сочетание общих и частных интересов.
16). К субъектам социального партнерства не относятся
1. представитель власти;
2. профсоюзы;
3. работодатель;
4. отдельный работник.
17). Главной целью социальной политики социального государства является
1. максимально возможное удовлетворение социальных потребностей членов
общества;
2. сохранение минимальных доходов населения;
3. оказание социальной помощи малоимущим слоям населения;
4. обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности
общества.
18). Социальная политика российского бизнеса в наибольшей степени
сегодня ориентирована
1. на развитие персонала предприятий;
2. поддержку малоимущих слоев населения;
3. участие в реализации социальных программ федерального уровня;
4. оказание помощи депрессивным регионам.
Критерии и шкалы оценивания
Написание эссе (реферата)
Критерий |
Шкала оценивания (количество баллов) |
Эссе не выполнено или вопросы темы эссе не раскрыты полностью. Студент оперирует только понятиями. |
0 |
Вопросы темы эссе раскрыты, его содержание показывает достаточный уровень знания студентом базового учебного материала, студент демонстрирует знание дополнительного материала, в оформлении работы допущены ошибки. |
2 |
Вопросы темы эссе раскрыты глубоко и полно с привлечением дополнительного материала. Студент свободно оперирует понятиями и категориями, умеет анализировать вопросы по определённой проблеме, проводит анализ по значительному количеству первоисточников, умеет самостоятельно делать выводы и оценки, работа оформлена правильно. |
3 |
Максимальное количество баллов (11×2) |
33 |
Выступление на практическом занятии
Критерий |
Шкала оценивания (количество баллов) |
Обучающийся не участвовал в обсуждении вопросов практического занятия либо при выступлении не владеет понятиями, представлениями по теме практического занятия, не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ на вопрос преподавателя необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный. |
0 |
Обучающийся демонстрирует пробелы в знании учебно-программного материала, недостаточно чётко даёт определения понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала. |
1 |
Обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами, не допускает неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный. |
2 |
Максимальное количество баллов (11×2) |
22 |
Выполнение тестовых заданий
Критерий |
Шкала оценивания (количество баллов) |
0 – 20% правильных ответов |
0 |
21 – 40% правильных ответов |
2 |
41 – 50% правильных ответов |
4 |
51 – 60% правильных ответов |
6 |
61 – 80% правильных ответов |
8 |
81 – 100 % правильных ответов |
9 |
Максимальное количество баллов (5×9) |
45 |
Формирование итоговой оценки текущей аттестации
Критерий |
Шкала оценивания (количество баллов) |
Написание эссе (реферата) |
0 – 33 |
Выступление на практическом занятии |
0 – 22 |
Выполнение тестовых заданий |
0 – 45 |
Максимальное количество баллов |
100 |
Итоговая оценка текущей аттестации используется при промежуточной аттестации обучающегося. Обучающийся, набравший в процессе текущей аттестации от 61 до 100 баллов, получает 1 дополнительный балл к оценке промежуточной аттестации. Обучающийся, набравший в процессе текущей аттестации от 0 до 60 баллов, не получает дополнительный балл к оценке промежуточной аттестации.
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Социальная политика» является экзамен. Экзамен сдаётся в форме устного ответа на вопросы экзаменационного билета. Экзаменационный билет содержит два вопроса, относящихся к изученному в семестре материалу дисциплины.
Примерные вопросы экзаменационных билетов
1. Социальная политика как общественная теория и практика.
2. Взаимосвязь социальной политики и экономики.
3. Экономика труда.
4. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики.
5. Социальная рыночная экономика.
6. Роль и место социальной политики в системе общественных отношений.
7. Сущность, содержание, инфраструктура социальной структуры общества.
8. Социальные группы.
9. Критерии и типы социальных групп.
10. Социальные институты и социальные потребности.
11. Социальная политика: сущность и общие положения.
12. Содержание социальной политики (субъекты и цели, типы и тенденции социального развития, функции и основные задачи социальной политики, основные сферы осуществления социальной политики).
13. Цели социальной политики
14. Сущность, типы развития, основные теории социальной трансформации.
15. Тенденции социальной трансформации современного российского общества.
16. Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с социальной трансформацией.
17. Роль социальной политики для социальной безопасности.
18. Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики.
19. Социальные субъекты-институты.
20 Негосударственные субъекты-институты социальной политики.
21. Современные социальные движения.
22. Роль государственности и государства в социальной политике.
23. Государство как ресурс обеспечения социальных перспектив, целей, возможностей.
24. Государственная социальная политика.
25. Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике.
26. Социальная экспертиза и социальная диагностика.
27. Модели социальной политики: основные принципы построения.
28. Социальные преобразования в странах Западной Европы, Японии и США.
29. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии.
30. Конституция РФ – основа социального права.
31. Международные документы о социальных правах и свободах человека и гражданина.
32. Правовое поле федеральной государственной власти в социальной сфере.
33. Правовое обеспечение социальной политики в субъектах РФ.
34. Сущность и содержание социальной защиты населения.
35. Основные направления социальной защиты населения.
36. Концептуальные подходы к реформированию системы социальной защиты населения.
Формирование итоговой оценки промежуточной аттестации
Критерий |
Шкала оценивания (количество баллов) |
Неправильный ответ (отсутствие ответа) на вопрос экзаменационного билета |
0 |
Правильный, но неполный ответ на вопрос экзаменационного билета |
1 |
Правильный и полный ответ на вопрос экзаменационного билета |
2 |
Максимальное количество баллов за устный ответ на вопросы экзаменационного билета (2 х 2) |
4 |
Дополнительный балл по итогам текущей аттестации |
0 или 1 |
Максимальное количество баллов промежуточной аттестации |
5 |
По результатам промежуточной аттестации обучающемуся в экзаменационную ведомость и в зачётную книжку выставляется оценка:
- набравшему 5 баллов – «отлично»;
- набравшему 4 балла – «хорошо»;
- набравшему 3 балла – «удовлетворительно;
- набравшему от 0 до 2 баллов – «неудовлетворительно».
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
7.1. Основная литература
№ п/п
|
Наименование
|
Автор(ы)
|
Место издания, издательство и год |
Количество экземпляров
|
|
в библиотеке
|
на кафедре
|
||||
1 |
Конституция Российской Федерации. |
|
М, 1993 |
|
|
2 |
Социальная политика: учебник для академического бакалавриата |
Е. И. Холостова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп. |
М.: Издательство Юрайт, 2017. — 395 с. |
|
|
3 |
Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры |
О. А. Канаева [и др.]; под ред. О. А. Канаевой. |
М.: Издательство Юрайт, 2016. — 343 с. |
|
|
4 |
Государственная и муниципальная социальная политика: курс лекций: учебное пособие для вузов |
Волгин, Н. А.; под общей редакцией Н. А. Волгина |
Москва: КноРус, 2016. - 1011 с. |
|
|
7.2. Дополнительная литература
№ п/п
|
Наименование
|
Автор(ы)
|
Место издания, издательство и год |
Количество экземпляров
|
|
в библиотеке
|
на кафедре
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Социальная политика: учебник |
Маргулян Я.А. |
СПб: Издательство С-ПбУУиЭ, 2014. – 236 с.: ил. |
|
|
2 |
Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики |
Научн. ред. и сост. Н. А. Волгин, А. И. Щербаков. |
М.: Издательство РАГС, 1996 |
|
|
3 |
Социальная политика: учебник |
под общ. ред. Н. А. Волгина. – 4-е изд., перераб. и доп. |
М.: Экзамен, 2008. – 943 с. |
|
|
4 |
Социальные неравенства и социальная политика в современной России |
отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова |
Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2008. –423 с. |
|
|
5 |
Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие |
Т. М. Апостолова, Н. Р. Косевич; под общ. ред. Н. Р. Косевич |
М.: ВЛАДОС, 2008. – 478 с. |
|
|
6 |
Основы социальной политики: учебник |
под ред. В.И. Жукова: |
М.: РСГУ, 2015 |
|
|
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Электронный ресурс: https://mintrud.gov.ru/
2. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. Электронный ресурс: https://minzdrav.gov.ru/
3. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. Электронный
ресурс: https://minobrnauki.gov.ru/
4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Электронный ресурс: http://www.economy.gov.ru
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Электронный ресурс: https://www.minfin.ru/ru.
6. Департамент Смоленской области по социальному развитию. Электронный ресурс: https://www.socrazvitie67.ru/
7. Каталог библиотеки Юрайт. Электронный ресурс: https://urait.ru/catalog/full
8. Материально-техническое обеспечение
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ауд.406, корпус 3): стандартная учебная мебель (30 учебных посадочных места), стол и стул для преподавателя – по 1 шт., кафедра для лектора – 1 шт., доска настенная трехэлементная – 1 шт.
Помещение для самостоятельной работы: компьютерный класс (каб. 507, корпус 3) с выходом в сеть Интернет (15 компьютеров): компьютерный студенческий стол – 15 шт., компьютерный стол для преподавателя – 1 шт., монитор Acer – 16 шт., системный блок Kraftway – 16 шт., принтер Canon – 1 шт., проектор InFokus – 1 шт., интерактивная доска сенсорная SMART Board– 1 шт., стандартная учебная мебель (40 учебных посадочных мест), стол и стул для преподавателя – по 1 шт., кафедра для лектора – 1 шт., доска настенная трехэлементная – 1 шт.
9. Программное обеспечение
Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66920993 от 24.05.2016, до 31.05.2018
Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), Лицензия 66975477 от 03.06.2016, до 30.06.2018
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный, Лицензия 1FB6151216081242, ежегодное обновление